Разбор "Толка", как власти хотят изменить растаможку автомобилей, ввозимых параллельным импортом, и что изменили в сертификации электромобилей и гибридов
С 1 апреля 2024 года таможенные условия ввоза автомобилей в Россию через параллельный импорт могут кардинально измениться. Если это произойдет, поставлять машины в страну таким путем станет практически бессмысленно: их стоимость сравняется с теми, что предлагают официальные дилеры. Сейчас разница может составлять миллионы рублей.
Сохранится ли параллельный импорт с 1 февраля 2024 года?
Дело в том, что постановление Правительства РФ от 2022 года, которое в принципе вводило возможность параллельного импорта как ответ на санкционные ограничения, действовало до 1 февраля 2024 года. Оставался вопрос, сохранят ли эту возможность.
31 января 2024 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление №76, которое фактически сохранило механизм. В отношении автомобилей с той поправкой, что юрлица могут ввозить только те машины, бренд которых есть в списке Минпромторга о параллельном импорте.
Что изменится в параллельном импорте автомобилей с 1 апреля 2024 года?
А 30 января председатель Правительства подписал другой документ, который предлагал Евразийскому межправительственному совету рассмотреть 2 февраля ряд принципиальных изменений.
- Во-первых, до 1 апреля 2024 года создать единую базу и систему контроля за товарами, которые были выпущены таможней в одном государстве — члене Союза, а затем ввезены в другое с возможностью доначисления таможенных пошлин.
- Во-вторых, создать систему, при которой товары, ввезенные с применением внутренних тарифных льгот, использовались только в пределах этой территории, а не в других государствах Союза.
2 февраля предложения рассмотрели и приняли перечень поручений, чтобы воплотить их в жизнь, сообщили "Ведомости".
Что это значит для авторынка? Сегодня тысячи авто китайских брендов российские юрлица активно ввозят в страну через Кыргызстан. Там их растомаживают по льготной ставке и везут в РФ.
"Бишкек – город, где автомобили, ввезенные из Арабских Эмиратов, Китая и других стран, проходят процедуру растаможки по местным пошлинам в 12% и 15% за транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания, что существенно ниже чем в России, где размер пошлины составляет 48%", – пишет rustabroker.com.
Для ввоза электромобилей и гибридов этот путь был еще более выгоден, пишет pronline.ru:
"Например, стоимость моделей Zeekr 001 и Li 7 может увеличиться на 1,5 млн рублей. <...> А, например, для Geely Monjaro разница в таможенных сборах между РФ и Кыргызстаном составит около 700 тысяч рублей".
То есть если с 1 апреля 2024 года разницу в таможенных платежах Кыргызстана и России начнут доначислять, то возможность ввозить и, соответственно, затем продавать в России авто по меньшей цене закроется.
"При такой системе теряется весь смысл растаможки в Киргизии для тех, кто ввозит автомобили для перепродажи", – резюмирует rustabroker.com.
Сегодня в барнаульских автосалонах разница по цене между автомобилями одной и той же модели, но ввезенных по параллельному импорту и официально может достигать миллионов рублей. Участники рынка на недавней встрече "Время трендов" приводили пример Geely Monjaro, который в одном салоне можно купить за 3 млн, а в другом – у официального дилера – более чем за 5 млн. Но в первом случае покупатель не получит никакого гарантийного обслуживания, а во втором – его полный пакет.
Зачем Россия хочет изменить правила параллельного импорта?
По мнению российских властей, действующая схема "нивелирует <…> меры по развитию внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет".
Сколько машин ввозится в Россию через страны ЕАЭС?
По итогам 2023 года через страны союза в Россию ввезли пятую часть всего объема новых легковых автомобилей, сообщает Автостат. Из 707 тысяч импортированных машин 8% пришлось на Кыргызстан, 6% – на Казахстан, 2% – на Белоруссию и 1% – на Армению. 80% ввезли напрямую из Китая – через дилеров или параллельным импортом.
Заработают ли новые условия?
Руководитель барнаульской компании "Альбион-Моторс" (официальный представитель EXEED, Dongfeng, Land Rover и Jaguar) Елена Марисина уверена, что такой шаг поддержит и само государство, и дилеров. "Постепенно возможности серого ввоза закроются", – считает она.
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, полагает, что к этим изменениям все давно шло и подобные риски просматривались сразу после введения схемы параллельного импорта, пишет 74.ru. По мнению эксперта, вопрос для России стал принципиальным, так как речь идет о недоборе триллионов рублей.
Однако Олег Кадников, гендиректор барнаульского салона "Сибирь-Авто", не исключает, что правила могут не заработать именно 1 апреля. Хотя очевидно, говорит он, для рынка сейчас это одно из самых важных решений.
Автоблогер Александр Михельсон, признающий, что государство и в дальнейшем будет регулировать параллельный импорт, тем не менее уверен, что "как везли "серяк", так и будут везти":
"Мечты дилеров, что эти пути полностью закроют, не оправдаются. Все равно люди найдут варианты".
Как изменили сертификацию электромобилей и гибридов?
То же постановление №76 от 31 января устанавливает: сертификация электромобилей и машин с гибридной силовой установкой, ввозимых из дружественных стран для юрлиц, будет проводиться по техрегламенту "О безопасности колесных транспортных средств". Получатель должен будет получить ОТТС – одобрение типа транспортного средства, пишут "Известия".
Действовавший с 2022 года упрощенный порядок, когда нужно было получить заключение об оценке единичного транспортного средства (ЗОЭТС), теперь распространяется только на "бренды, которые прекратили официальные поставки в Россию" и входят в перечень товаров, разрешенных Минпромторгом для параллельного импорта.
При этом физлица могут ввозить электромобили и гибриды, как и раньше, но с упрощенными схемами будет бороться все та же схема, которую хотят ввести с 1 апреля.
Зачем нужно менять правила, "Известиям" объяснил главный редактор электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов. По его словам, сейчас ситуация "хуже, чем с продажами машин в 1990-е": одну и ту же модель ввозят и продают несколько импортеров, а русификация и обслуживание нередко зависят лишь от желания дилера.
Появление жестких требований к сертификации потребует дополнительных финансовых вложений, считает эксперт. Поэтому дилерам придется сконцентрироваться на одном-двух брендах:
"Надеюсь <…> вместо нынешнего принципа, когда "все продают все", у каждого бренда появится один "хозяин" <…>. В этом случае появится и продуманный маркетинг, и клиентская поддержка, и цивилизованные подходы к гарантийному и постгарантийному обслуживанию. Кроме того, сертификация <…> позволит не допустить на рынок нерусифицированные автомобили".
Между тем в России кратно растет число проданных "электричек" и гибридов. В январе 2024 года в стране купили 1485 новых электромобилей, это в 4,1 раза больше, чем в январе 2023-го, пишет Автостат. А в декабре их продали и вовсе 1922 штуки.
Елена Марисина рассказала, что в Алтайском крае лишь в январе текущего года на учет поставили около 50 электромобилей и гибридов:
"Это приличная цифра. И эти автомобили мало кто может обслуживать. При первых же поломках продавцы начнут уходить в тень", – считает эксперт.
Как изменился утильсбор для физлиц в 2023 году?
Последние изменения стали продолжением политики государства по ужесточению условий ввоза автомобилей в Россию. Осенью прошлого года власти отрегулировали импорт машин частными лицами. Что, впрочем, привело к лавине жалоб.
В России для каждого вида транспорта установлены свои коэффициенты утильсбора, их размер зависит от объема двигателя и возраста машины. Есть базовые ставки, а есть льготные – для физлиц: 3,4 тыс. рублей – на авто младше трех лет и 5,2 тыс. — на остальные.
С начала 2023 года положения об утильсборе регулировали дважды. С 1 августа повысили коэффициенты к базовым ставкам: от 81,2 тыс. рублей (авто младше 3 лет с двигателем меньше 1 л) до 1,62 млн (авто старше трех лет с двигателем больше 3,5 л), писал Fordes.
Индексация касалась только юрлиц-импортеров. Обычные граждане по-прежнему могли рассчитывать на льготный утильсбор, но при нескольких условиях: собственник покупает машину с объемом двигателя не больше 3 литров для себя, не больше одной в год, не продает ее в течение года. В Минпромторге объясняли: если одно из правил нарушено – размер утильсбора перестанет быть льготным.
Меру вводили как раз для того, чтобы "прикрыть" бизнес тех, кто ввозил импортные авто, оформляя на физлиц, чтобы платить сбор по льготной ставке.
В октябре правила ужесточили еще раз – теперь при ввозе нужно было указывать, что машина ввозится для личного пользования. Сбор следовало платить по общим для ЕАЭС ставкам, а не внутренним для какой-то страны (например, того же Кыргызстана).
Но новые правила ударили не только по перекупщикам, но и по обычным гражданам, которые попали в переходные периоды и столкнулись с отказом таможни оформлять льготный утильсбор. В результате тем, кто рассчитывал заплатить несколько тысяч, могли предъявить более 1 млн рублей к уплате, порой – суммы, сопоставимые с ценой самого авто. "Толк" писал об этом.