Толк новости
Авто |

Как на войне. Почему трасса А322 уносит десятки жизней и можно ли этому помешать

На 337 км федеральной дороги А322 приходится всего 4,5 км снегозащитных заборов. На региональных дорогах такие сооружения занимают менее 11 км
Читать в полной версии ➔

С начала года на трассе А322 произошло как минимум три серьезных ДТП с пострадавшими. В период метелей эту дорогу закрывают гораздо чаще по сравнению с Чуйским трактом – в 2021 году такое было уже дважды. Тему нехватки снегозащитных лесополос и заборов на трассах региона не раз поднимали и водители, и сотрудники ДСУ. Каждое ДТП в условиях плохой видимости становится причиной новых обсуждений. "Толк" выяснил, насколько остро стоит эта проблема для автотранспортных предприятий и сколько стоит снегозащита.

Смертельные аварии – привычное дело

По данным алтайского УГИБДД, только на участке трассы от Калманки до Поспелихи (с 72 по 201 км) в 2018 году произошло 37 ДТП, в которых погибли 14 человек и получили ранения 49 человек. В 2019 году эти показатели ухудшились: 38 аварий, 25 погибших, 73 раненых. В 2020 году произошло существенное снижение аварийности: 24 ДТП, 8 погибших, 31 с травмами различных степеней тяжести.

19 декабря 2019 года между селами Урюпино и Красный Яр в условиях метели столкнулись ВАЗ-21074 и Toyota Corolla Fielder. На месте погибли пять человек, четверо из которых были сотрудниками полиции. Еще три человека, в том числе сотрудница полиции, получили тяжкие травмы. Водитель Toyota, которого признали виновником аварии, впоследствии скончался в больнице. 

После ДТП с полицейскими ГИБДД и СКР заявили о проведении проверок на трассе А322 с целью проверить качество организации дорожного движения. В итоге сотрудники Госавтоинспекции недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дороги не выявили: причиной аварии, по их мнению, стало темное время суток при пасмурной погоде в период снегопада.

Краевое СУ СКР в ходе расследования ДТП установило, что водитель превысил скорость (максимально разрешенная – 90 км/ч) и совершил обгон в неположенном месте. Замечаний и предписаний от правоохранительных органов в адрес владельцев трассы не поступало. Уголовное дело по ст. 264 УК РФ против водителя Toyota прекратили в связи с его смертью.

Для снегозащиты нужно забрать земли у фермеров

Насаждением защитных лесополос вдоль трасс могут заниматься как владельцы автодорог, так и владельцы сельхозземель – для задержания снега на почве и уменьшения испарения влаги. Дорогой А322 владеет Федеральное дорожное агентство "Росавтодор" и подведомственное ему федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" (Упрдор "Алтай").

  

Согласно закону "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ", защитные лесополосы и снегозадерживающие заборы должны входить в состав автодороги и располагаться в границах ее полосы отвода.

Упрдор "Алтай" может обустраивать снегозащитные сооружения на землях, находящихся в его собственности. Существующая полоса отвода на трассе А322 этого не позволяет: земли, которые необходимо использовать для возведения снегозащитных конструкций, находятся в собственности других лиц – владельцев сельхозугодий.

"Для устройства защитных сооружений вдоль дорог необходимо выполнить дополнительный отвод земельных участков. Это целый комплекс мероприятий по оформлению прав, куда входит изъятие земель для государственных нужд. Это можно сделать при проведении работ по реконструкции автомобильных дорог, которые должны получить веские обоснования для включения в федеральную адресную инвестиционную программу. Реконструкция трассы А322 пока не планируется", – сообщил "Толку" замначальника Упрдор "Алтай" Владимир Дубровский.

"Многое зависит от чистоты трассы"

Самыми проблемными с точки зрения видимости в метели автоперевозчики считают участки в Шипуновском и Алейском районах. При этом, по мнению руководителей автобусных предприятий, дорожники Шипуновского района лучше всего справляются со своими обязанностями и в сильные бураны трудятся круглосуточно. А вот в Рубцовском районе работают "на троечку".

"Заборы местами наоборот ухудшают обстановку – они задерживают снег на трассе. Правда, сейчас перешли на тросовые ограждения, эта проблема не так остро стоит. С нашей точки зрения, самое главное – разметка. Если трасса почищена, видно ее края – этого достаточно. Очень многое зависит от своевременной расчистки. На мостовых переходах чаще всего в буран затягивает полосы движения из-за перильных ограждений.

Но при этом водитель автобуса находится в более комфортных условиях, в отличие от владельцев легковых авто, за счет того, что сидит повыше. Там, где для частника видимость нулевая, мы еще можем что-то разглядеть", – объяснил директор "Рубцовского ПАП" Александр Усков.

Предприятие регулярно мониторит дорожную обстановку через камеры, установленные на региональных трассах, и дежурных Упрдор "Алтай". Но иногда водители узнают о перекрытии трассы уже в дороге. Пережидать приходится на автовокзалах ближайших населенных пунктов и в специальных местах для автостоянки, где есть кафе или пункты обогрева.

  

"Жаль, что мы не можем в режиме онлайн посмотреть камеры на А322. Какую-то тайну из этого сделали, а было бы удобно. Мы иногда перестраховываемся и не выпускаем автобусы при открытых трассах. На проданные билеты тоже ориентируемся: у нас есть мощный конкурент – РЖД. Но при этом, когда погода ухудшается, у нас спрос все равно растет, так как люди в плохую погоду боятся ездить через BlaBlaCar. А у меня на каждом маршруте по два водителя, один из которых выполняет роль штурмана", – рассказал Александр Усков.

На протяжении всего маршрута водители держат связь с автовокзалами и диспетчером системы ГЛОНАСС, через которую могут оперативно сообщить о проблемах.

"Дорожники проедут – и через пять минут задувает"

Директор "АТП "Новичихинское" Василий Бергер подсчитал, что за зиму трассу А322 перекрывают три-четыре раза. Узнает об этом руководитель предприятия через барнаульский автовокзал либо дежурного "Алтайавтодора".

"Иногда приходится немного постоять в дороге, пока дорогу пробьют. Проблемные участки есть как ближе к Барнаулу, в районе Калманки и Шадрино, – сильно задувает там, где лога – так и между Новичихой и Поспелихой. У нас есть один мостик, на котором раньше стояли тросовые ограждения, а теперь сделали пластинчатые. И вот по нему если дорожники проедут, через пять минут уже задувает. Они же с лопатами не выходят, а, расчищая дорогу, буквально делают барьер из снега", – говорит Василий Бергер.

Новичихинские водители работают по одному: на дорогу до Барнаула они тратят четыре часа. Как раз посередине пути находится Алейск, где стоянка длится 15 минут. За это время можно выпить кофе и позволить глазам расслабиться и отдохнуть от "белых мух". Между рейсами перерыв составляет 3-4,5 часа.

ДТП водителей автобусов не минуют: самое серьезное на памяти Василия Бергера случилось пять лет назад – как раз из-за сильной метели.

"Трассу перекрыли, несколько машин встали вдоль дороги, и мой водитель остановился. Буран был сильный, он только вышел выставлять аварийный знак – сзади нагрянул МАЗ с мукой. Хорошо, что пассажиров было немного и они сидели впереди. В общем, смяло и зад, и перед, автобус пришлось списать", – вспоминает директор АТП.

Где уже стоят заборы и насколько они эффективны

Стоимость устройства лесополос зависит от многих параметров, в том числе от вида растений и возраста саженцев. Составлением сметы занимаются проектные организации, а документы проходят госэкспертизу.

В качестве деревьев для посадки лесополос выбирают высококронные породы, которые обладают шумо-газо-пылезащитными свойствами: хвойные, тополя, березы. Стоимость саженца сосны высотой 1,2 метра с комом земли и услугой по посадке данного саженца составляет порядка 500 рублей за одну штуку, сообщили в Министерстве транспорта Алтайского края.

Стоимость снегозащитных заборов в ценах 2020 года (с НДС) составляет 5,08 млн рублей за 1 км (включая работы по монтажу).

Специалисты Упрдор "Алтай" обращались к владельцам тех земельных участков, где установка снегозащитных сооружений могла бы повысить безопасность дорожного движения и снизить негативные последствия метелей. Но фермерские хозяйства не пошли навстречу ведомству: им важен каждый кусок их земли.

На некоторых участках собственники все же дали согласие, и специалисты Упрдор "Алтай" установили 4,5 км снегозащитных заборов на участках 31-69 км, 127-129 км, 190 км. На "опасном" участке от Топчихи до Поспелихи находится всего 1,3 км таких сооружений.

"Практика показывает, что это действенная мера, которая позволяет частично решить проблему снегозаносимости и ограниченной видимости. Еще одна такая мера – замена балочного барьерного ограждения на тросовое: эти работы выполнены на всех снегозаносимых участках А322", – подчеркнул Владимир Дубровский.

Что происходит на региональных трассах

По мнению опрошенных автоперевозчиков, проблема снегозаносов и плохой видимости в метели гораздо острее стоит на региональных трассах, чем на А322.

"На федеральной трассе у меня за редким исключением не бывает проблем. А вот на участке от от Усть-Калманки до Алейска есть: как только буранчик небольшой – стоим, – говорит директор "Усть-Калманского МАТПП" Василий Пархоменко. – Я сейчас, к примеру, вообще закрыл маршрут до Бийска – ездил через село Михайловка. Жду, когда оттает.

Чистят плохо. Я своими глазами вижу, как работают дорожники. Уже и ругался с директором ДСУ, а толку ноль. Они выезжают в 10 утра, а у меня машина в пять утра идет. И никого не волнует, как я заработаю, а ведь у меня все зависит от колеса – выехал, значит, будет доход. В минтранс тоже жаловался – они хоть пообещали летом асфальт положить вместо камней, от которых резина рвется".

На дорогах края, по данным регионального минстроя, установлено 10,8 км снегозадерживающих заборов. Проблема снегозаносов остро стоит в предгорных и горных районах в южной и юго-западной части Алтайского края. Наиболее заносимой считается дорога "Поспелиха – Курья – Третьяково – граница Республики Казахстан", проходящая по Курьинскому, Змеиногорскому и Третьяковскому районам.

  

Совместно с "Алтайавтодором" министерство разработало программу по устройству снегозащитных заборов на 2020-2024 годы. В Змеиногорском районе планируют установить снегозащитные заборы на участках "Змеиногорск – Карамышево – Октябрьский – Саратовка – а/д К-03", "Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Кулунда – Бурла – граница Новосибирской области".

В Третьяковском районе такие сооружения появятся на участках "а/д К-09– Екатерининское – Плоское – Новоалейское – Верх-Алейка", "Староалейское – Новокамышенка – Первокаменка – Семеновка", "Третьяково – Крючки".

В южной части Алтайского края снегозащиту установят на участках трасс "Алейск – Чарышское" в Усть-Калманском и Чарышском районах, "Алейск – Петропавловское – Смоленское" в Алейском и Усть-Пристанском районах, "Шипуново – Краснощеково – Курья" в Краснощековском районе.

ГИБДД рекомендует и мониторит

По мнению УГИБДД края, наиболее сложным участком А322 в данный момент является отрезок на 68-70 км в районе поворота на село Кубанка. Полицейские рекомендовали Упрдор "Алтай" установить здесь снегозадерживающие заборы.

Ежемесячно полицейские организуют профилактические мероприятия на А322, выезжают в районы края для контроля и отрабатывают отдельные виды нарушений ПДД, по причине которых происходят ДТП. В период сложных погодных условий наряды ДПС патрулируют отдельные участки трассы и оказывают помощь водителям. 

"Полицейские систематически используют патрульные автомобили скрытого контроля с целью повышения дисциплины водителей, пресечения грубых умышленных нарушений, агрессивного поведения, влекущего дестабилизацию транспортных потоков".

С 1 марта 2021 года полиция будет контролировать трассу с использованием беспилотных летательных аппаратов.

Читать в полной версии ➔