Тяжелая нагрузка. Бизнес обсудил проблему налогов и невысоких зарплат на Алтае
Высокая налоговая нагрузка на малый бизнес ведет к снижению деловой активности и не способствует росту зарплат в Алтайском крае. И из года в год это бремя лишь увеличивается. Об этом представители бизнес-сообщества региона заявили на круглом столе с участием главы управления ФНС Алексеем Легостаевым. 29 июня они встретились, чтобы обсудить актуальные вопросы налогового администрирования. И не обошли стороной ряд других проблемных моментов.
Налоговая нагрузка и зарплатыАлтайский край – далеко не лидер по уровню заработных плат. И одна из причин – высокая нагрузка на фонд оплаты труда (речь идет о 13% НДФЛ и 30% страховых взносов - Прим. ред.), отметил глава Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц.
На федеральном уровне было принято решение о снижении страховых взносов на часть зарплаты, которая превышает МРОТ (с 30% до 15%). Это, конечно, уменьшает нагрузку на ФОТ, но вряд ли приведет к резкому росту уровня зарплат, считает зампред правления Алтайского союза предпринимателей Татьяна Ларина. Ведь они имеют рыночное ограничение и свое экономическое обоснование.
"Вот мы говорим, что у нас кадровый голод. Тогда каким образом у нас должны расти зарплаты, если мы принимаем на работу тех, кого надо учить и в кого надо вкладываться? Естественно, эта зарплата сразу не может быть высокой. И уровень зарплаты, как мы знаем, зависит от производительности труда. Но разве у нас высокая производительность труда в малом бизнесе? Тем более в пандемию она резко снизилась. И были непозволительные затраты на оплату больничных, санитарные меры и так далее. Поэтому, на мой взгляд, нужно выявлять и понимать глубинные причины таких небольших показателей зарплат, а не вводить санкции в отношении предпринимателя", – считает Ларина.
К тому же, нагрузку на малый бизнес определенным образом увеличивает и рост МРОТ. "И вообще, стоит ли начислять налог с фонда зарплаты в размерах МРОТ? Если человек получает МРОТ, то в будущем у него будет маленькая пенсия. И получается, что тот, кто работает и кто не работает, получит такую пенсию. К тому же, эта часть, что мы платим, микроскопическая в общем объеме налоговых отчислений. Хорошо, что на уровне федерации это понимают, и снижение [нагрузки] происходит. Но у нас в крае есть индивидуальные нюансы, и, может, поэтому зарплаты такие невысокие", – размышляет Татьяна Ларина.
По ее словам, не стоит снимать со счетов и другие виды налоговой нагрузки, которые ложатся на малый бизнес. В частности, она привела в пример страховые взносы индивидуальных предпринимателей, которые ежегодно подрастают. И если в 2017 году фиксированный платеж составлял 27 тысяч рублей, то сейчас – 43,2 тысячи: "За пять лет сумма увеличился на 60%. При этом предел дохода 300 тысяч, после которого начисляется 1%, не вырос. А ведь он тоже должен был примерно к 500 тысячам подрасти".
Не в плюс сыграла и отмена понижающего коэффициента в зависимости от количества наемных работников. Она, по словам Лариной, повлекла к увеличению размера патента. В таких условиях работодатель вряд ли сможет существенно повышать заработную плату своему сотруднику.
"Предприниматель, который работает на патенте, как только берет второго работника, платит второй размер патента. Вот ему будет интересно проводить этого работника? И еще 30% взносов платить. Поэтому само законодательство приводит к тому, чтобы зарплаты не увеличивались", – считает Татьяна Ларина.
Также после отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД) часть индивидуальных предпринимателей ушла на "упрощенку", и стала платить 6% с выручки и 1% с доходов свыше 300 тысяч рублей.
"Да разве можно такой налог заплатить? И я уже не говорю о налоге на имущество, который раньше многие предприниматели вообще не платили. И вдруг поголовно всех начали включать в реестр. И предприниматели стали платить с кадастровой стоимости крупные суммы. <...> Поэтому кроме зарплаты малому бизнесу есть, что платить", – резюмировала Татьяна Ларина.
После этого Алексей Легостаев отметил, что в его задачи как руководителя налоговой службы не входит повышение зарплат. Главное – вывести "в свет" работников, по которым сейчас не платятся страховые взносы.
"Моя задача заключается в том, чтобы мы начали показывать хотя бы среднесписочную численность, начали платить тот же МРОТ. И я в интервью уже говорил, что не вижу возможности через фискальные методы налогового контроля заставить всех повысить зарплату. Самое главное, чтобы работники хотя бы засветились в качестве работников и стали застрахованными лицами, на которые идет исчисление страховых взносов пусть даже с минимальным размером. Это первый шаг. А когда мы видим, что у предпринимателя на учете 10 контрольно-кассовых аппаратов, и он сдает отчетность по страховым взносам на два человека, ну, наверное, есть какие-то вопросы. Поэтому я буду требовать у такого предпринимателя не зарплаты и ее размеров, а легализации наемных работников", – заявил главный налоговик региона.
Также Легостаев отметил, что тема про 300 тыс. рублей предела, который давно не индексировался, тоже заслуживает отдельного внимания. И заявил, что готов лично транслировать соответствующее предложение в Москву, ведь вопрос этот не то, чтобы назрел, он перезрел.
Гаражи "приравняли" к ТЦПредседатель реготделения "Опоры России" Евгений Госьков обратил внимание на узкий момент, который касается налога на имущество. В частности, в статье 378.2 Налогового кодекса РФ указаны четыре подпункта видов недвижимости, в отношении которых налог взимается с кадастровой стоимости.
Первые три – торгово-административные, деловые центры и помещения в них, а вот четвертый касается жилых помещений, гаражей, объектов незавершенного строительства, садовые участки и так далее. То есть это могут быть квартиры для сотрудников, строящийся водопровод и так далее. И со всего этого предприниматель должен заплатить 2% налога с кадастровой стоимости.
Долгое время этот пункт находился в "спящем режиме": он существует с 2015 года, но требования по уплате за эти объекты бизнес стал получать в 2020 году. И в первую очередь это коснулось перевозчиков и автомастерских с гаражами, которые по размеру налога "приравняли" к торговым центрам. И теперь они вынуждены платить максимальную ставку налога, что привело к серьезному увеличению нагрузки.
По словам Евгения Госькова, большинство из них – крупные предприятия на ОСН или частные автомастерские и перевозчики на УСН с гаражами, которые вообще до этого налог не платили или платили с остаточной балансовой стоимости. Бизнес-сообщество заявило, что готово предоставить все эти расчеты по этой проблеме в краевую налоговую. И рассчитывают повлиять на снижение ставки в отношении этих "социальных объектов".
Алексей Легостаев пообещал взять этот вопрос на контроль и детально в нем поразбираться.
НДС и "каникулы"Руководитель организации "ЗаДЕЛО" Павел Нестеров поинтересовался есть ли возможность применения налоговых каникул или отсрочек по выплатам при переходе на новый режим налогообложения. К примеру, такая необходимость возникает, если предприятие из-за превышения лимита доходов по "упрощенке" слетает на общую систему налогообложения (когда документы еще на УСН, а нужно уже переходить на отчетность по ОСН).
Легостаев отметил, что вопрос по поводу механизма отсрочек, когда плательщик слетает с упрощенной системы налогообложения, довольно интересный:
"Я согласен, что механизм предоставления отсрочек, рассрочек по налоговому кодексу не слишком работоспособный. Особенно когда речь идет о федеральных налогах, когда нужно принимать решение по согласованию с центральным аппаратом ФНС. И, мне кажется, влиять глобально на эту тему сложнее, а зафиксировать проблему возможного упрощения рассрочек, когда налогоплательщик попадает в ситуацию, я подумаю над этой темой, как ее довести до центрального аппарата".
В свою очередь Юрий Фриц отметил, что было бы хорошо, если бы переход с одного налогового режима на другой был не раз в год, а в оперативном порядке. Ведь предприниматели сегодня мобильны, и им нужно более оперативно подстраиваться по изменяющееся законодательство.
Также он акцентировал внимание и на НДС – еще одну проблема, которая волнует предпринимателей. Ведь если раньше у бизнеса была возможность платить налог на добавленную стоимость как по факту отгрузки товаров, так и по оплате, то сейчас – только по факту отгрузки.
"Но мы все прекрасно знаем особенности отношений производителей и торговых сетей, когда отсрочка достигает 60-90 дней. На наш взгляд, было бы целесообразно вернуться к выбору платить НДС, в том числе по поступлению денег", – говорит Юрий Фриц.
Алексей Легостаев отметил, что является большим сторонником "НДС по оплате". По его словам, это как минимум бы закрыло схему "бумажного НДС", когда рисуется счета-фактуры. Ведь примерно половина таких серых схем исчезла.
Также участники круглого стола обратили внимание налоговика на проблемы с коммуникацией между УФНС и бизнесом. Ведь после организационно-штатных службы количество инспекций сократилось до пяти, инспекторы находятся в городах и с ними связаться не так-то просто. И на установление контакта уходит крайне много времени.
Легостаев признал проблему и отметил, что назад отыграть это невозможно. И пообещал бизнесу разобраться в нарушениях коммуникаций и подумать, как выстроить более удобные формы взаимоотношений между сторонами. И обратил внимание на то, что зачастую именно отсутствие контакта между плательщиками и налоговым органом выливается в претензии и проверки.
"Очень много налоговых претензий можно снять и минимизировать, если между нами будет контакт. Я за диалог. И когда мне говорят собственники, что им много претензий предъявляет налоговая, я спрашиваю, были ли они у руководящего состава управления до назначения контрольных мероприятий. Нет. А почему? Почему вы не обсуждали проблему до выездных проверок? <...> Давайте общаться. И смотреть, как можно минимизировать претензии налоговых обязательств", – заключил Легостаев.
Сам Алексей Легостаев считает, что в Алтайском крае необходимо наводить порядок с реестрами индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Ведь это не только вредит налоговому администрированию, но и мешает бизнесу, так как ведет к недобросовестной конкуренции.