Федеральный инвестор раскрыл детали проекта по строительству элеватора в Бийске
В конце сентября власти Алтайского края и крупный инвестор – Группа компаний "Новый сухопутный зерновой коридор" (ГК НСЗК) – планируют подписать договор аренды земельного участка под масштабный элеватор, строительство которого за 5 млрд рублей анонсировалось ранее. Об этом "Толку" сообщили в НСЗК. В группе компаний рассказали о деталях проекта, частично ответив на ряд скептических замечаний от действующих игроков отрасли.
Первое со времен СССРНапомним, на Восточном экономическом форуме губернатора края Виктор Томенко и гендиректор НСЗК подписали соглашение о строительстве в Бийске элеватора мощностью 200 тыс. тонн единовременного хранения и 500 тыс. – годового оборота. Это сравнимо с объемами крупнейших зернохранилищ региона.
Элеватор войдет в сеть других аналогичных объектов НСЗК, расположенных в регионах Сибири – они будут построены как базовые пункты, необходимые для поставки российского зерна на рынки Азии. Именно создание экспортного сухопутного коридора – основная цель инвестора, одобренная на уровне глав России и Китая.
Региональные эксперты отрасли пока с сомнением отнеслись к целесообразности столь масштабного строительства с учетом достаточного наличия зернохранилищ в крае и конкретно в бийской зоне, а также отсутствия просчитанных перспектив по росту валового сбора зерна.
Однако в НСЗК рассказали, что, прежде чем принимать решение о строительстве элеватора в Алтайском крае, группа компаний инициировала проведение "крупнейшего со времен СССР отраслевого научного исследования" по потенциалу производства зерна на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе – и в бийской зоне.
"Ведущие российские НИИ агрохимии провели масштабную работу, практически порайонное исследование", – сообщили в группе компаний.
Итоги работы показали – в перспективе валовый сбор зерновых на территории Уральского, Сибирского и Дальневосточного округов может возрасти до 60 млн тонн в год, а затем – и до 90 млн. Для сравнения, в 2021 году в трех округах совокупно собрали более 22 млн тонн зерна. Из них свыше 17 млн – в СФО. Детали исследования носят закрытый характер, поскольку являются интеллектуальной собственностью компании.
В том числе с опорой на это исследование инвестор и принял решение строить элеватор в крае, и считать его приоритетным в сети других.
Построят за два годаКак следует из сообщения пресс-службы губернатора, очертания нового проекта Томенко и глава НСЗК Сергей Пушкин обсуждали еще на питерском экономическом форуме. В компании "Толку" сообщили, что ходатайство о строительстве элеватора инвестор направил в правительство края 20 июня 2022 года. В августе, сообщали власти региона, правительство приняло решение выделить инвестору земельный участок без конкурса. В НСЗК сообщили, что подписать договор на долгосрочную аренду земли на срок до 10 лет планируется в конце сентября.
Главными требованиями к участку были его газификация, электрификация и доступ к ж/д путям. "Элеватор будет обеспечен собственными железнодорожными путями с примыканием к общей железнодорожной инфраструктуре", – отметили в группе компаний.
Здесь подчеркнули, что удаленность в 150 км от Транссиба, по которому и будет идти зерно на экспорт, не критична для проекта.
На площадке уже провели инженерные изыскания. До конца сентября 2022 года завершится разработка проектной документации. Ввод элеватора в эксплуатацию запланирован на III квартал 2024 года.
Будут работать с другими элеваторамиПредполагается, что элеватор в Бийске будет работать "преимущественно на алтайском зерне". Кроме того, рассказали в НСЗК, инвестор планирует работать и с действующими элеваторами региона.
"Таким образом, радиус сбора урожая составит около 500 км", – добавили в группе компаний.
Сотрудничество со сторонними элеваторами предусматривается на коммерческих условиях: "Загрузка ныне действующих элеваторов будет осуществляться зерном, выращенным в рамках контрактного производства".
ГК НСЗК намерена создать сухопутный коридор для экспорта зерновых и масличных с Зауралья в Китай, страны Средней Азии и Ближнего Востока. Для этого компания уже запустила в Забайкальске зерновой ж/д терминал и построит в Сибири семь элеваторов. Проект реализуется совместно с РЖД. В структуре собственников НСЗК – компании или люди, связанные с РЖД, ВЭБ, "Газпромбанком". Автором и лидером проекта называется Карен Овсепян, который возглавляет входящие в ГК Забайкальский зерновой терминал и Производственно-экспортную компанию "ЭПТ".