Участники рынка ждут деталей масштабного проекта, который анонсировали на экономическом форуме губернатор Алтайского края и очень крупный инвестор
Новый линейный элеватор, который инвестор, связанный с РЖД и ВЭБ, готов построить до 2024 года за 5 млрд рублей в Алтайском крае, разместится в поселке Фоминское Бийска, сообщили "Толку" в "Алтайпищепроме". Участники рынка признают, что объект крупный, но не уникальный для региона. Они пока воздерживаются от оценок того, как появление нового зернохранилища, "заточенного" на экспорт, повлияет на рынок в крае – слишком мало "вводных" для таких выводов. Однако некоторые задают вопрос о целесообразности такого мощного строительства.
Пушкин знает
Напомним, 6 сентября на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) Томенко подписал соглашение с гендиректором компании "Новый сухопутный зерновой коридор" (НСЗК) Сергеем Пушкиным – она построит в регионе линейный, то есть расположенный на железной дороге, элеватор мощностью до 200 тысяч тонн единовременного хранения и до 500 тысяч тонн годового оборота.
Аналогичные документы Пушкин подписал с руководителями еще четырех регионов: Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей и Красноярского края.
Элеватор на Алтае "впишется" в глобальный общесибирский проект НСЗК, которая сделала ставку на экспорт зерна и масличных в Азию с Урала и из Сибири. Для этого компания планирует создать сеть элеваторов (семь штук) вдоль Транссибирской магистрали и построила сухопутный зерновой терминал на границе с Китаем в Забайкальском крае.
Терминал на только что прошедшем ВЭФ запустил президент Владимир Путин.
В правительстве края сообщили, что регион уже предоставил инвестору земельный участок без конкурса для реализации инвестпроекта (такой механизм утвержден законом). Ведется проектирование объекта.
Пресс-служба привела слова Сергея Пушкина, он сообщил, что первый из семи элеваторов построят именно в крае – уже в конце 2022 года компания зайдет на площадку, а сдать его намерена в третьем квартале 2024 года.
По мысли инвестора, выстраивание сухопутного экспортного коридора позволит экономить поставщикам зерна до 40 млн рублей на одном ж/д составе, писала chita.ru. Такая логистика и при условии "нормальных экспортных цен" будет стимулировать сельхозпроизводителей наращивать объемы.
"Мы видим, что за Уралом может производиться в 2-2,5 раза больше продукции, чем сегодня производится", – отметил Пушкин при подписании соглашения с Алтайским краем.
"Зачем палить деньги?"
Как рассказали "Толку" собственники действующих зернохранилищ в крае, элеватор заявленной мощности – крупный, но сопоставимые объекты уже есть в регионе, у некоторых мощности даже больше. В числе подобных по объемам – Шипуновский, Табунский, Каменский и ряд других элеваторов.
Объект НСЗК будет, по данным источников "Толка", строиться "с нуля". Новый объект такой мощности, по оценке участников рынка, примерно столько и стоит – порядка 5 млрд.
Однако некоторые участники рынка не вполне понимают смысла в таких инвестициях. Одни из них сказал: "Зачем "палить" такие деньги на создание объекта с нуля, если можно использовать имеющиеся функционирующие элеваторы?"
Сергей Маслов, председатель совета директоров Третьяковского и Коротоякского элеваторов, подтверждает: в регионе есть десятки линейных элеваторов, в том числе пустующих. По его оценке, за несколько сот миллионов рублей, максимум за полмиллиарда, можно купить один из таких объектов, инвестировать в его модернизацию, и это все равно обойдется в разы дешевле, чем возводить новый.
Собственно, по этому пути в последние годы и шли другие покупатели. Так, в 2020 году в крае был бум купли-продажи элеваторов. Сначала компания "Вега-инжиниринг" выкупила у государства Барнаульский элеватор за 122 млн рублей. Затем с открытых торгов банкротного имущества за 142,5 млн ушел Бийский элеватор. В конце 2020 года ребрихинский мелькомбинат почти за 230 млн рублей приобрела компания "Продинвест".
Один из экспертов отметил, что "если бы подойти по-государственному, то можно было бы запасы экспортного зерна создавать на существующих линейных элеваторах по типу интервенционного фонда". И ссылки на то, что эти зернохранилища устарели, по его словам, не состоятельны:
"Они еще нас с вами переживут! Да, новые элеваторы – быстровозводимые, они строятся из металла. Но они менее долговечны, и зерно в них длительному хранению не подлежит. Они удобны для быстрого наполнения и опорожнения".
Участники рынка ставят и другой вопрос – насколько такие мощности хранения нужны именно в бийской зоне (другие территории уже сейчас успешно "закрывают" действующие элеваторы)?
Как рассказал один из экспертов, сейчас в Бийске есть три зернохранилища: собственно элеватор, который выкупили в 2020 году новосибирские предприниматели, еще один объект – небольшой, но сравнительно новый и современный – развивает структура "Бочкарей", и еще есть мелькомбинат на берегу Бии, который, предположительно, почти не работает. То есть даже первые два объекта – с куда меньшими мощностями, чем заявлены инвестором – практически полностью закрывают потребности этой зоны.
К перспективе кратного увеличения объемов производимых культур за три года эксперты тоже относятся с сомнением – практически все аграрии подчеркивают, что улучшение показателей урожайности, вообще получение любого повышенного результата на земле требует минимум пяти-семи лет.
К тому же в любом случае конъюнктуру определяет рынок. А на нем сейчас слишком много переменных, которые очень затрудняют прогнозы.
Вместе с тем, собственники уже действующих элеваторов подчеркивают, что какие-либо точные выводы и оценки делать попросту рано. Так Алексей Мельников, глава ГК "СЭУС", подчеркивает, что пока проект только заявлен. "С нетерпением ждем деталей. Только тогда можно будет его оценивать", – сообщил он "Толку". О том, что делать выводы преждевременно, говорит и собственник Каменского элеватора, крупный алтайский аграрий Анатолий Зайцев.
Кто инициатор проекта и чьи инвестиции?
Как сообщается на сайте компании НСЗК, проект создания сухопутного коридора для экспорта зерновых и масличных с Зауралья в Китай, страны Средней Азии и Ближнего Востока появился еще в 2011 году.
В основе лежала идея строительства зернового железнодорожного терминала в Забайкальске, который будет решать одну из главных проблем в торговле с Китаем – разного размера колеи ж/д путей.
Проект поддержали лидеры России и Китая. В 2016 году Владимир Путин в Пекине сказал: "Наши страны участвуют в налаживании нового сухопутного зернового коридора, что будет способствовать расширению экспорта сибирского зерна в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона".
То есть речь идет именно о таком уровне принятия решения в реализации этого проекта.
СМИ, освещавшие строительство терминала в Забайкальске, прямо называли одним из заинтересантов проекта "РЖД". "Крупнейший в России специализированный международный проект реализуется совместно с ОАО "РЖД"", – писала chita.ru.
Официально в структуре собственников НСЗК – следующие компании.
- УК РВМ Капитал (65%). По данным "Спарк Интерфакс" на II квартал 2019 года (более свежих данных нет), УК принадлежит на 50,1% ИГ РВМ Капитал, а она в свою очередь – Сергею Орлову (он же гендиректор УК) и Феликсу Блинову, который участвует и в других бизнес-активах, связанных со строительством, работой с недвижимостью, а ранее был членом совета директоров в структурах, близких к "РЖД", – ТД "РЖД" и "Транскредитбанке".
Еще 19,9% принадлежат НПФ "Благосостояние", в числе собственников которого, по данным на II квартала 2021 года, – Газпромбанк (49,49%), "РЖД" (25%) и "ВЭБ-лизинг" (20%).
- "Гос-Групп" (15%). Эта компания связана со структурами Карена Овсепяна, который на сайте НСЗК назван автором и лидером инициативы "Новый сухопутный зерновой коридор". Еще в 2019 году, судя по ЕГРЮЛ, именно "Гос-Групп" принадлежали 100% НСЗК.
Карен Овсепян является также гендиректором предприятий, входящих в НСЗК – "Забайкальского зернового терминала" и "Производственно-экспортной компании "ЭПТ", то есть непосредственно тех, которые будут реализовывать идею сибирского экспорта зерна. В "нулевых", по данным сайта компании, Овсепян работал на руководящих постах в "Компании ТрансТелеком" и в ГК АФК "Система".
Гендиректор НСЗК – Сергей Пушкин – возглавил компанию в 2021 году. До этого в течение восьми лет (2010-2018) он работал вице-президентом компании "Алроса", где, в частности, курировал вопросы работы "дочек" и развития проектов в Африке. А до этого более пяти лет он работал опять же в связанном с "РЖД" "ТрансКредитБанке" и в казначействе самой железной дороги.