Ставка на пятачок: готовы ли владельцы "Митпрома" сражаться за комплекс на Алтае

"Митпром"
"Митпром" Фото: Дмитрий Черских / пресс-служба АКЗС

Антикризисная "группа товарищей", наладившая производство на площадке обанкротившегося "Алтаймясопрома", готова инвестировать в развитие и дальше, но у них есть ряд условий

В 2023 году могут состояться торги по продаже имущества обанкротившегося "Алтаймясопрома" – некогда амбициозного проекта в Тальменском районе, потерпевшего фиаско. Сегодня на эти площадях работает компания "Митпром", которая намерена непременно принять участие в аукционе. Собственно, от этого будет зависеть будущее существующего здесь комплекса: увеличится ли в разы поголовье свиней, появится ли переработка, будет ли развивать комбикормовый завод и сохранятся ли 750 рабочих мест.

О настоящем предприятия и перспективах краевым депутатам и журналистам рассказал исполнительный директор Владимир Воркин.

Площадку "Алтаймясопрома" начали развивать еще в начале "десятых", в 2018 предприятие признали банкротом, как потом и его основного владельца – кемеровского предпринимателя Александра Югана. Основным кредитором был ВЭБ, которому остались должны около 10 млрд рублей, писал "Интерфакс". В ходе банкротства выяснилось, что часть заложенного имущества не могут найти, а часть существовала только на бумаге. Сейчас расследуется уголовное дело. Из-за него-то и приостановлена продажа имущества.

"Митпром" будет участвовать в торгах по выкупу предприятия, сообщил Воркин: "Если мы его выкупим, то будем принимать решение о достройке комплекса до проектных значений". А по проекту предполагалось как минимум довести поголовье до 210 тысяч голов.

Владимир Воркин. "Митпром"
Владимир Воркин. "Митпром"
Владимир Воркин. "Митпром". Дмитрий Черских / пресс-служба АКЗС. 1 сент. 2022 г.
Фото: Дмитрий Черских / пресс-служба АКЗС

По словам Воркина, задуманный изначально проект сейчас реализован только на 30%. "Если "Митпром" выиграет, то будем здесь развиваться, если кто-то другой – будем развиваться в другом регионе. Но здесь останется наше сельхозпредприятие".

Между тем, рассказал Воркин, инвестор совокупно "вложил в Алтайский край уже около 500 млн рублей". Из них порядка 150 млн – только в достройку бойни и комбикормового завода.

Кто владелец "Митпрома"

Воркин инвесторов называет "группой товарищей", которые специализируются на антикризисном управлении.

Об этом еще в 2021 году говорил и гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев, он приводил в пример "Агроинвестору" как раз тальменский кейс после того, как "Митпром" приобрел в Ленинградской области ГК "Пулковский": "Я считаю, что они смогут восстановить "Пулковский", потому что у них есть аналогичный опыт по аренде обанкротившегося свинокомплекса в Алтайском крае".

Официально "Митпром", согласно ЕГРЮЛ, с марта 2022 года принадлежит Сергею Рогачеву (99%) и Геннадию Никульшину (1%). С 2018 года 100% было у последнего. Рогачев, согласно данным "Спарк Интерфакс", в разное время был или остается в числе руководителей либо совладельцев различных компаний в Москве, Московской, Калужской, Пензенской и других областей. Никульшин был или остается конкурсным управляющим также в ряде компаний, то есть имеет опыт работы с банкротными активами.

Связь с прежними собственниками Воркин категорически опровергает, подчеркивая, что это одно из главных условий кредитора – чтобы тот, кто заходит на площадку, не был связан с тем, кто должен. С Юганом, сказал Воркин, он общался один раз на старте работы. Тот спросил, чем будут кормить свиней.

Хлебное место: кто из алтайских аграриев зарабатывает больше всего

По данным правительства Алтайского края, в прошлом году 90% сельхозпредприятий края сработали с прибылью, этому очень способствовала ситуация на рынке зерновых

Что уже есть в комплексе

"Митпром" является крупнейшим производителем свинины в Алтайском крае. Поголовье животных на предприятии – более 80 тысяч.

В комплекс входит комбикормовый завод, по словам Воркина предельно технологичный – его мощность составляет 50 тысяч тонн в год, на нем работают лишь 14 человек.

Также предприятие развивает аграрное направление – обрабатывает 20 тысяч гектаров земли для обеспечения предприятия кормами ("Митпром" – учредитель компании "Омега" в том же Тальменском районе, она отвечает за выращивание зерновых).

"Мы понимаем, что есть тесная связка между собственными кормами, которые в себестоимости составляют более 70%, и конечной ценой. На Алтае мы сейчас обеспечиваем себя кормами на 80%, но хотелось бы на 100% – и не только здесь, но и на наших питерских площадках", – рассказал Воркин.

"Митпром" имеет площадки в Ленинградской и Новгородской областях, где содержатся еще около 80 тыс. голов. На них "Митпром" зашел в 2021 году, выкупив за 720 млн рублей 2,2 млрд долгов перед Сбером свинокомплексов ГК "Пулковский", писал "Коммерсант".

Предприятию также удается выращивать и пшеницу III класса, которую "на корм свиньям – не феншуй". В 2022 году – 5 тыс. тонн, например. Под такое зерно требуются дополнительные емкости хранилищ. Но это опять же вопрос дальнейшего развития, зависимый от результатов торгов.

Возможные перспективы

"Сейчас в мясоперерабатывающей отрасли есть тренд вертикальной интеграции структур, которая позволяла бы участникам четко рассчитывать на сырье. Поэтому один из вариантов – создание кооперации между серьезными переработчиками со своими магазинами и свиноводческими комплексами", – обрисовал одну из перспектив, над которой плотно работают в "Митпроме", Владимир Воркин.

По его словам, такие переговоры иду в Ленинградской области, в Сибири.

ЭкоНива приостановила миллиардный проект строительства молочной фермы на Алтае

Еще год назад инвесторы с оптимизмом смотрели на перспективы реализации проекта, но в этом у них возникли проблемы с финансированием

"Это оправдано. Нужны большие инвестиции, чтобы построить розничную сеть. Кто-то этим занимается 20 лет. А кто-то 20 лет выращивает свиней, – говорит руководитель предприятия. – Производители мяса стали строить свою переработку. И где нынешние переработчики будут брать свинину? Поэтому в какой-то момент мы с ними садимся вместе и думаем, как жить дальше. Вполне вероятно, рано или поздно произойдет слияние на каких-то условиях структур розничной сети, переработки и производителей".

Наличие такой кооперационной системы позволит заниматься планированием, а не зависеть только от текущей ситуации, например, на рынке зерна, где цены могут в одни год двукратно вырасти, а в другой так же упасть.

Вторая перспектива развития комплекса – в расширении площади пашни.

"Нам не хватает земли [для 100-процентного обеспечения кормами площадок в Алтайском крае и в Ленинградской области]. У нас есть необходимость в два раза увеличивать площадь пашни", – говорит Воркин.

Причем компании важно получить землю на длительный период: "Объем – это урожайность плюс площадь. А урожайность может быть только тогда, когда ты долго находишься на земле, когда можешь внедрять технологии. Мы начинали с 20 ц/га, а сейчас – более 45 ц/га".

Но вариантов найти свободную землю в Тальменском районе – почти нет. Можно пытаться выкупать паи. Но самый лакомый кусок – 12 тыс. га, которые предусматривали под проект другого инвестпроекта – "ЭкоНивы – Алтай". А сейчас стоит вопрос, будет ли в принципе он реализован – у собственника серьезные проблемы.

"Если проект не будет реализован и земля выйдет на торги, мы будем в них участвовать", – говорит Владимир Воркин. Однако отмечает, что практика показывает – "соревноваться с крупными федеральными игроками бессмысленно".

Наконец, третья перспектива "Митпрома" связана с развитием комбикормового завода.

"Мы сейчас там делаем только комбикорм, но можем перерабатывать технические культуры, такие, как рапс, подсолнечник. По коммуникациям площадка подготовлена", – сообщил исполнительный директор.

Не все мечтают уехать: как миграция меняет качественный состав населения Алтая

"Картина не столь ужасающая, как кажется", – говорит эксперт о желании алтайской молодежи покинуть село. Согласно опросам, до 30% из них хотят остаться жить в деревне

"Полтуши мужик принес – уже добытчик"

"В апреле мы ощутили, что люди стали уходить. Начали разбираться. Люди говорят: "Вы в магазин-то ходили? Цены видели?". В итоге подняли зарплату низшему звену: операторам, дезинфекторам – тем, у кого она была ниже 30 тыс. рублей на руки, до 39 тыс., чтобы люди могли выдохнуть. Плюс полутуши [свиньи в месяц на одного работающего], плюс бесплатное питание, плюс проезд. И уже стало можно "двигаться", – рассказал Воркин о кадровой политике на предприятии.

По его словам, "Митпрому" удалось вернуть многих специалистов, которые к моменту их прихода на площадку уже ушли. Тогда на предприятии оставалось 140 человек, сейчас около 750. И их стараются удержать.

Такая опция, как обеспечение мясом, предусмотрена соображениями биологической безопасности – работники в принципе не имеют права держать свиней и птицу дома, чтобы не принести "заразу" на предприятие.

"А когда начинаешь свинину выдавать, люди и сами уже держать ее не будут. Плюс формируется благоприятная среда: нужно отработать три месяца, чтобы начать получать мясо, а потом уже терять не охота. И даже на ментальном уровне мужик, принесший домой полтуши, – уже добытчик. Да еще и пить нельзя", – объяснял Воркин.

Но главное, говорит он, что люди растут как специалисты и для них формируется среда жизни:

"Есть потенциал создания на селе центров, вокруг которых может формироваться комфортная среда. Мы можем предложить людям будущее, интеграцию мощностей. Скажем, подводим электричество или газ – они и людям идут. Мы кооперируемся в производственном цикле, отдавая часть цепочек небольшим местным предпринимателям, понимая, что они тоже создают определенный ареал обитания".

По словам Воркина, "Митпром" работает в очень хорошем районе, где люди, "комфортные в плане производственных отношений":

"Я в восьми регионах работал, в каждом есть особенности. Знаете как говорят – в южных регионах много говорят, мало делают, в северных и не говорят и не делают. А здесь симбиоз такой – и делают, и говорят, и все при этом работает".

На алтайской соболиной ферме хотят увеличить поголовье и завести норок

За последние три года стоимость шкурки соболя снизилась примерно на 40% – произошло перенасыщение рынка из-за повышенного предложения

Лента новостей