Производители сельхозтехники на фоне стагнации рынка зерна ищут пути развития
Стратегия развития сельхозмашиностроения России предполагает, что к 2030 году отечественные производители займут не менее 80% внутреннего рынка. По итогам 2022 года этот показатель, по данным ассоциации "Росспецмаш", составил 60%. Российские, в том числе алтайские, производители активно участвовали в обновлении парка сельхозтехники, однако ситуация на зерновом рынке 2022-2023 годов замедлила эти процессы, и первый квартал текущего года показал уже падение физических показателей.
Сегодня вопрос о вариантах поддержки и развития отрасли сельхозмашиностроения активно обсуждается участниками отрасли. Важной площадкой для дискуссий и выработки решений стал комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации. Здесь, в частности, 21 марта прошел круглый стол по данному вопросу, в котором приняли участие не только сенаторы, но и депутаты, представители правительства России, предприятий сельхозмашиностроения, аграрии.
Сложный рынок зерна и техникиТемпы обновления парка сельхозтехники шли в России последние годы серьезными темпами – рынок позволял аграриям достигать хороших экономических показателей. Также модернизацию "подстегивало" и действие механизмов господдержки – хозяйства получали скидку при покупке российской техники, а производителям и лизинговым компаниям ее размер компенсировали из бюджета.
Например, только в Алтайском крае за последние пять лет на техперевооружение хозяйства потратили, по разным оценкам, от 60 до 100 млрд рублей, покупая новую высокопроизводительную технику.
Однако в 2022 году большой урожай в России, формирование больших запасов и высокие экспортные пошлины на зерно привели к снижению цен на внутреннем рынке. Так, в Алтайском крае, цена на пшеницу III класса на начало апреля составляла 10,8 тысяч рублей с НДС при себестоимости чуть выше 10 тысяч.
"Сегодняшняя цена зерна практически по всем позициям равна или ниже себестоимости. Сейчас маржинальных культур практически нет. Если продавать, то в ноль", – рассказывал Александр Чеботаев, глава "Агросоюза".
Стагнация на рынке зерна и как следствие сокращение доходности аграриев привело и к уменьшению инвестиций в обновление парка сельхозмашин, констатируют в "Росспецмаше", представители которого также озвучили свою позицию на круглом столе в Совете Федерации. В январе-феврале 2023 года по сравнению с таким же периодом 2022-го производство сельхозтехники в России сократилось на 11% – до 37 млрд рублей.
Тренд наметился еще в прошлом году. В денежном выражении объемы производства в сельхозмашиностроении России по году превысили показатели 2021-го (250,6 млрд против 217,7 млрд), но предприятия физически изготовили меньше тракторов, комбайнов, борон и культиваторов.
В Алтайском крае, согласно данным крайстата, в начале текущего года также упало производство сеялок, плугов, борон.
Между тем, в прошлом году аграрии региона купили техники на 21,7 млрд рублей, это на 3,6 млрд больше, чем за год до этого. Однако и они говорят о рисках снижения темпов модернизации на фоне ценовой ситуации в отрасли.
"Будет происходить сокращение темпов обновления парка, но не из-за отсутствия техники, а из-за падения доходности сельхозпроизводителей", – говорил Чеботаев.
Поддержать производителей и экспортСенатор от Алтайского края Виктор Зобнев уверен, что, несмотря на определенное проседание рынка в сельхозмашиностроении, ситуация вовсе не является критической, а государственные механизмы могут отрегулировать рынок.
В текущих условиях необходимо решить две важные задачи на государственном уровне, считает Виктор Зобнев. Во-первых, по его мнению, необходимо защитить отечественных производителей сельхозтехники и не применять инструменты господдержки в случаях приобретения аграриями импортных машин и оборудования.
Во-вторых, считает сенатор, важно принять меры на увеличение каналов и объемов вывоза российского зерна за рубеж. Наращивание экспортных поставок позволит отрегулировать уровень запасов на внутреннем рынке и, как следствие, ценовую политику в пользу отечественных аграриев.
"Росспецмаш" также озвучил свои предложения, которые направлены в Правительство России. В из числе следующие.
Выделить дополнительные средства для реализации постановления Правительства РФ № 1432. Это документ, по которому отечественные производители получают компенсации на предоставление аграриям льготы при покупке техники. Сейчас размер скидки составляет 10-15%. Предлагается повысить ее до 25-30%, а объем финансирования увеличить до 15 млрд рублей ежегодно.В 2022 году эта сумма составляла 8 млрд. Объем поставок по этому постановлению составил 8,7 тысячи единиц техники. Однако на 2023-2025 годы федеральный бюджет на этот механизм поддержки предусматривает лишь по 2 млрд рублей ежегодно.
Ввести механизм грантов на развитие производства комплектующих к специализированной технике с объемом финансирования из федерального бюджета не менее 10 млрд рублей ежегодно в 2023-2027 годах. Распространить льготы, действующие в отношении IT-компаний, на производителей специализированной техники и компонентов к ней в 2023-2027 годах. А среди этих льгот – мораторий на налоговые проверки, нулевая ставка по налогу на прибыль, возможность получать льготные кредиты (до 3%) на текущую работу и прочие. Отменить с 1 апреля 2023 года экспортные пошлины на зерновые культуры и не вводить их как минимум ближайшие 5 лет.С таким предложением еще в 2022 году в Правительство обращалась и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России. Их поддерживает и гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.
"Наше госрегулирование по инерции продолжает быть нацеленным на ограничение экспорта и сдерживание роста внутренних цен. Но в связи с, возможно, рекордным, урожаем, нормализацией мировых цен, внешнеторговыми ограничениями ситуация выглядит как прямо противоположная: нужно стимулировать экспорт и спасать внутренние цены", — заявлял он "Агроинвестору".
Выделить дополнительно 10 млрд рублей на реализацию постановления Правительства РФ № 406 – на субсидирование льготных тарифов на перевозку зерна из регионов Сибири в европейскую часть страны.Как рассказывают алтайские аграрии, сейчас довезти тонну продукции до южного порта стоит 7 тысяч рублей. При действующих ценах на зерно и масличные это заградительный тариф, который для сибиряков оставляет в качестве рынков сбытов перерабатывающие предприятия собственных регионов и Казахстан, который сейчас в продукции тоже особенно не нуждается.