Алтайский минпром никак не может пролоббировать остро нужную промышленникам ОЭЗ
"Мы с вами до того боимся внедрять новые экономические инструменты!" – с такой фразы поднял тему создания в Алтайском крае промышленной особой экономической зоны (ОЭЗ) профильный министр Вячеслав Химочка на круглом столе, организованном комитетом регионального парламента. Из дискуссии стало ясно, что уже три года власти края не могут выйти в Правительство РФ с инициативой создания такой ОЭЗ в Барнауле, потому что не могут договориться региональные минпромом, минэко и минфином. В то время как предприятиям такая зона очень бы помогла.
ОЭЗ – это, по сути, новая форма поддержки производств: ее резиденты при соответствии определенным требованиям получают налоговые льготы на несколько лет.
Ранее Химочка в интервью "Толку" рассказывал: участниками зоны в Барнауле потенциально могут стать порядка 20 крупных и средних компаний с общим объемом инвестиций более 20 млрд рублей.
Министр объяснял: статус ОЭЗ присуждается территории – в данном случае Барнаулу, но в ее состав может войти несколько не смежных друг с другом участков. По идее минпрома, в зону могут войти площадки Алтайского завода прецизионных изделий (АЗПИ, 9 га), "Меланжиста Алтая" (24 га), Алтайского моторного завода (15 га) и 66 гектаров краевой земли бывшего комплекса "Индустриальный", которую власти хотят превратить в современную промплощадку.
С последней, кстати, тоже есть проблемы – это потенциально перспективный проект: на территории хотят посадить несколько современных новых производств. Желающих уже в прошлом году было достаточно. Однако процесс встал из-за того, что в Барнауле не могут внести поправки в генплан, которые бы позволили изменить назначение земли, которая сейчас относится к сельскохозяйственной, объяснил министр.
"Надеемся, что данный вопрос мэрии удастся решить, и тогда промышленность края получит дополнительные возможности для развития", – подчеркнул Химочка.
Инструмент создания ОЭЗ, сообщил он, пришел на смену механизму образования территорий опережающего развития (в крае это Заринск и Новоалтайск).
"Нам нужно быстро сюда его притаскивать. Что он дает? Он даст предприятиям, которые имеют прорывные проекты, возможность снизить налоговую нагрузку на 3–5 лет. Но за счет оборота они вернут эти деньги в бюджет!" – убеждал министр депутатов.
Можно предположить, что именно вопрос потенциально выпадающих или недополученных доходов из-за налоговых льгот является одним из основных камней преткновения при обсуждении этого вопроса с минфином, который всегда предельно чувствительно реагирует на такие предложения.
Тем временем Виктор Герман, руководитель и собственник АЗПИ, подтвердил, что ОЭЗ нужна не просто в будущем, а желательно в самое ближайшее время:
"Для нашего завода это крайне необходимая вещь. У нас высокотрудоемкая продукция. Доля зарплаты в себестоимости высокая. А цену [на продукцию] мы вынуждены держать, потому что китайцы залезли на рынок. У нас больше 30% – фонд оплаты труда, это без налогов, и нам еще придется поднять. А вместе с налогами все выливается в 75–80%. А на [оставшиеся] 20% нам вести все это хозяйство. И ОЭЗ – единственный инструмент, который позволил бы хотя бы частично нейтрализовать эту ситуацию. Причем сейчас, еще месяца два-три – и все, привет".
Спикер краевого Заксобрания Александр Романенко отметил, что 35% – критический уровень доли ФОТ в себестоимости продукции.
Председатель профильного комитета парламента Владимир Семенов не только поддержал идею создания ОЭЗ, но и подчеркнул, что процесс нужно ускорить.