Промышленная ОЭЗ в Барнауле может занять 330 га и объединить свыше 20 резидентов

Барнаульский меланжевый комбинат
Барнаульский меланжевый комбинат Фото: Антон Федотов, altairegion22.ru

Общий объем инвестиций потенциальных резидентов, известных уже сейчас, может превысить 20 млрд рублей. Однако большая их часть – по уже действующим инвестпроектам

Резидентами промышленной особой экономической зоны (ОЭЗ) в Барнауле, статуса которой хотят добиться власти края, потенциально могут стать не менее пяти якорных предприятий, а всего – порядка 20 крупных и средних компаний. Их совокупный объем инвестиций может превысить 20 млрд рублей, сообщили "Толку" в Министерстве промышленности и энергетики Алтайского края.

Как объяснил глава минпрома Вячеслав Химочка, статус ОЭЗ присуждается территории, но в ее состав может войти несколько не смежных друг с другом участков.

Согласно видению минпрома, в зону могут войти площадки "Меланжиста Алтая" (24 га), Алтайского завода прецизионных изделий (АЗПИ, 9 га), Алтайского моторного завода (15 га) и 66 гектаров краевой земли бывшего комплекса "Индустриальный", которую власти хотят превратить в современную промплощадку. Кроме того, в состав ОЭЗ могут включить и 215 га у аэропорта, но по этой земле вопросов куда больше.

Инвесторы Барнаула поспорят за квоту в 500 млн рублей на создание технопарка

Власти Алтайского края и инвесторы надеются, что Федерация продлит программу, по которой на создание технопарков выделяется по 500 млн рублей бюджетных денег

Кто может стать резидентом

Впервые о том, что власти края намерены добиваться создания в регионе ОЭЗ, министр публично заявил в начале 2022 года на первом заседании экспертного совета при отраслевом комитете алтайского парламента.

Он тогда, в частности, рассказал о таком запросе от "Меланжиста Алтая", который реализует крупный инвестпроект общей стоимостью порядка 13 млрд рублей. На предприятии рассказали о рисках участия в госзакупках, так как их основные конкуренты из Ивановской области стали резидентами ОЭЗ, созданной в 2021 году. А барнаульское предприятие большой объем продукции продает как раз по итогам аукционов. В том числе поэтому территория завода предполагается к включению в состав ОЭЗ.

АЗПИ, по словам Вячеслава Химочки, реализует крупный инвестпроект на 4 млрд рублей по наращиванию объемов производства топливных систем.

"На них сегодня вообще вся страна смотрит – и "КамАЗ", и "ГАЗ", и другие производители", – говорит министр.

Напомним, после введения санкций отечественный автопром стал испытывать острый дефицит таких систем. Как рассказывали "Толку" в Союзе промышленников Алтая, запрос на эти комплектующие значительно превосходит производственные мощности АЗПИ. Поэтому вопрос увеличения объемов крайне актуален.

На территории моторного завода в Барнауле планируется организовать технопарк. Как уже сообщал "Толк", собственник – ГК "Актив" (входит в концерн "Тракторные заводы") – в этом году намерен провести всю подготовительную и проектную работу, чтобы в следующем году подавать заявку и претендовать на 500 млн рублей из федерального бюджета.

Снос и будущий технопарк: что происходит на площадях бывшего моторного завода

Территория советского моторного завода сегодня разделена между несколькими собственниками: одни расчищают площадку от зданий, другие готовят создание технопарка

Получит ли проект одобрение и финансирование, пока не ясно. Во-первых, у края осталась, по сути, одна квота на создание технопарка, а претендентов несколько. Во-вторых, и власти, и инвесторы ждут, что эту программу поддержки продлят, и тогда шансы станут заметно выше. В-третьих, сама заявка должна пройти утверждение.

Но в любом случае, сообщил Химочка, эта площадка будет развиваться, такое намерение есть у собственника. И поэтому территорию хотят включить в ОЭЗ.

Новая промплощадка

Наконец, в состав зоны могут войти 66 гектаров земли недалеко от аэропорта, на которых власти края хотят организовать новую современную промплощадку примерно под 10-15 заводов. Это уже невостребованные и не перешедшие к новому собственнику земли бывшего тепличного комплекса "Индустриальный". Они находятся в краевой собственности.

Сейчас власти региона ждут внесения изменений в генплан развития Барнаула, которые изменят назначение участка с сельхозназначения на промышленное. Тогда уже можно будет приступать к межеванию, проектированию, созданию управляющей компании, утверждению порядка выделения участков инвесторам и т.д. Если власти добьются присвоения статуса ОЭЗ, перспективы этой территории могут усилиться кратно.

Неподъемная перспектива

Кроме того, по словам Вячеслава Химочки, минпром присматривается к площадке, которая расположена через Павловский тракт – за Солнечной Поляной, магазином "Леруа Мерлен", в сторону аэропорта. Это 215 гектаров. Но с перспективами ее освоения все не так очевидно, так как это единый участок, находящийся в собственности Дом.ру – федерального оператора.

"Мы разговаривали с его представителями. Они не возражают против того, чтобы здесь развивалась промышленная зона, – сказал Химочка. – Мы объехали участок и прошли все ногами. Это огромная площадка. Возможно, под глобальных инвесторов".

Между тем этот участок – часть огромной территории в 916 га, на которую давно "облизываются" и строительные компании Барнаула, испытывающие острейший дефицит земли под жилую застройку.

В Барнауле даже подготовили предварительную схему застройки всего огромного участка, писал осенью 2021 года "Толк". Здесь могут появиться 18 жилых кварталов площадью от 16 до 30 га с населением до 46,5 тыс. человек. Тут можно построить жилья на 1,23 млн кв. метров. Для сравнения, напомним: в 2021 году в крае в целом ввели в эксплуатацию почти 1 млн "квадратов".

Нужна хозяйственная смелость: бизнес призвал власти Алтая быть гибче и быстрее

Скорость принятия решений властями может оказаться ключевым фактором, который поможет предприятиям легче пережить время турбулентности

Здесь также предусматривали соцобъекты, зеленую зону, общественно-деловую территорию и отдельно – ближе к аэропорту – промышленные и коммунальные площадки, как раз те самые 215 га.

Уже тогда в мэрии сообщали, что строительство только коммунальной инфраструктуры, по предварительным подсчетам, может обойтись в 7 млрд рублей. Тогда предлагалось для финансирования использовать механизм инфраструктурных облигаций, то есть концессионного соглашения по строительству инженерных сетей.

Главный вопрос состоит в том, что выкупить такой участок единым лотом – под жилье или под промобъекты – мало кому под силу из региональных инвесторов, слишком дорого, это миллиарды рублей.

Застройщики Барнаула, например, выступали за передачу земли в крайимущество, которое могло бы впоследствии размежевать участки и продавать их отдельно.

"Но перевод и разделение земель – процедуры сложные и долгие. Еще предстоит подготовка площадок совместно с сетевиками. Поэтому пока перспективы данной территории примерные и долгосрочные", – говорил Александр Мишустин, глава Союза строителей края.

Кто может управлять ОЭЗ

В случае если властям удастся добиться присвоения статуса, управляющая компания должна будет принадлежать региону. В минпроме считают, что ею может стать "дочка" принадлежащей краю компании "Алтайкрайэнерго" (гендиректор сейчас – Сергей Приб).

Заградительная ключевая ставка заморозила инвестпроекты в промышленности Алтая

Промышленники и представители Центробанка поспорили о том, почему ключевую ставку повысили до уровня, блокирующего кредитование и развитие бизнеса

Почему не Яровое и не Рубцовск

С вопросом о возможности включения в ОЭЗ в минпром обращался "Алтайский химпром" из Ярового, рассказал министр. Однако для предметного разговора нужен оформленный инвестпроект стоимостью не менее 120 млн рублей, объяснил Химочка.

Депутаты краевого парламента интересовались, почему для присвоения такого же статуса не рассматривается Рубцовск. По мнению министра, у этого города действительно есть огромный промышленный потенциал. Но его реализация станет возможной после того, как в Рубцовск придет газ.

Какие шансы на ОЭЗ

"Здесь не все от нас зависит, – говорит Вячеслав Химочка. – Окончательное решение принимает председатель правительства России. Но несколько десятков регионов уже прошли этот путь, и я говорю, что и нам нужно срочно бежать. У нас есть все основания для того, чтобы подавать заявку. Но, конечно, нужно провести большой объем работы. Это сравнимо с тем, как мы защищали свои заявки на ТОСЭРы, моногорода".

В любом случае двигателем процесса тут, согласно федеральным условиям, требованиям и законам, должно быть минэкономразвития. "Мы свое видение сформировали, все документы направили", – сказал министр.

Он подчеркнул, что минпром стремится работать системно над перспективой развития промышленности: добиться статуса ОЭЗ, сформировать новую промплощадку, выделив для этого землю, создать технопарки и т. д. По его словам, последние события в геополитике и экономике не поставят эту работу на "стоп":

"Ни в коем случае останавливаться не нужно. Все это пригодится".

Живучие: половина заводов Алтая за полтора месяца нашла новых поставщиков

Некоторые предприятия края на фоне санкций нашли альтернативные способы поставки и наращивают объемы производства. Однако будущее многих за пределами ближайшего полугодия выглядит неясным

Какие ОЭЗ есть в Алтайском крае

Пока в регионе существует единственная особая экономическая зона – туристская "Бирюзовая Катунь". Она появилась еще в 2007 году. Однако ее развитие шло с большими трудностями. Так, например, по сути, только в 2022 году здесь наконец могут заработать все инженерные сети, включая проблемные водоснабжения и канализации, на которые потратили миллиарды рублей бюджетных денег.

Не обошлось и без возбуждения уголовных дел.

Сейчас в турзоне зарегистрированы 24 резидента с общим объемом заявленных инвестиций 17,6 млрд рублей. Физически работы ведут 15 компаний, из них восемь уже оказывают услуги. На этапе проектирования – семь резидентов, на стадии изменения концепции проектов – еще два.

Что дает ОЭЗ

ОЭЗ создается на 49 лет. Ее резиденты получают:

  • сниженную ставку налога на прибыль (от 2 до 15,5% при установленной в России 20%),
  • 0% ставку налога на имущество организаций (в России – 2,2%),
  • 0% ставку земельного налога (в России – 1,5%),
  • 0% ставку транспортного налога (в России – от 1 до 500 рублей за л.с.),
  • беспошлинный ввоз оборудования, сырья и материалов на территорию ОЭЗ (режим свободной таможенной зоны).

В Сибирском федеральном округе расположены лишь две ОЭЗ промышленно-производственного типа – в Омске и Красноярске, еще одна – технико-внедренческого типа – в Томске.

Смагин из Бочкарей призвал власти лучше общаться с бизнесом на фоне санкций

Предприниматель считает, что чиновники могли бы оперативнее реагировать на трудности, возникающие у бизнеса, и создать несколько площадок для обсуждения проблем

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей