Заводы на месте "Индустриального": какой будет новая промплощадка в Барнауле

На заводе
На заводе Фото: Виталий Барабаш

Власти Алтайского края планировали продать 66 гектаров земли недалеко от аэропорта Барнаула, но в итоге решили зарезервировать участок под новую промзону

Власти Алтайского края готовы будут приступить к созданию новой промышленной площадки в Барнауле у аэропорта сразу после того, как город внесет изменения в генплан. Поправки планируют утвердить до конца года. На территории свыше 60 гектаров может разместиться более 10 заводов, которые через семь лет после создания промзоны могут дать до 3 тыс. рабочих мест, 1,2 млрд рублей налогов и до 10 млрд рублей инвестиций.

Вячеслав Химочка, министр промышленности и энергетики края, рассказал "Толку", как выбрали именно этот участок и чем властей не устроила территория у Бельмесево, почему под новые предприятия не подходят старые промплощадки и какие заводы точно не смогут тут открыть.

Смотрели на Бельмесево, выбрали "Индустриальный"

"Потребность в свободных земельных участках назрела давно. Уже несколько лет постоянно обращаются бизнесмены, которым требуются участки в Барнауле от 2 до 10 гектаров под новые производства. У нас уже сейчас есть список из 15-20 предприятий, которые готовы инвестировать", – говорит Химочка.

По словам министра, варианты рассматривали разные. Например, под Бельмесево – там, где в перспективе может появиться северный обход и третий мост через Обь.

"Но пришли к выводу, что эта территория не подходит, так как там будут большие сложности с инженерными коммуникациями", – рассказал Химочка.

В итоге остановились на участке в 66 гектаров недалеко от аэропорта – это земля бывшего тепличного комплекса "Индустриальный", который, в свою очередь, принадлежал Алтайскому краю. В состав имущества, которое перешло новому владельцу имущества предприятия – компании "Толмачевский", этот участок не вошел.

Территория предполагаемой новой промышленной площадки в Барнауле
Территория предполагаемой новой промышленной площадки в Барнауле
Фото: Минпромэнерго Алтайского края

"То есть это земля, уже находящаяся в краевой собственности, нам не нужно ее ни у кого выкупать", – называет преимущество министр.

По его словам, первоначально участок планировался к продаже единым лотом. А по данным минпрома края, ни одно промпредприятие не готово было выкупить его целиком.

"Губернатор края принял решение зарезервировать эту площадку и затем передать ее в управление минэкономики", – рассказал Вячеслав Химочка.

Не пищевка и не химия: как будет работать новая промзона

Пока известно, что управлять площадкой будет специально созданная управляющая компания, полностью принадлежащая краю.

Земельный участок размежуют с тем, чтобы отдельные его территории предоставлять инвесторам. Параллельно с компаниями – поставщиками тепла, газа, воды, света и других ресурсов – будут проговаривать условия подведения сетей.

Четкого документа, регламентирующего то, как, кому, на каких условиях будет предоставляться земля, пока нет. Его планируется разработать и утвердить.

Однако уже сейчас понятно, что здесь не смогут открыть предприятия пищевой или химической отрасли. У таких заводов большие охранные зоны, в пределах которых почти ничего нельзя размещать.

"Остальное – пожалуйста: термопластавтоматы, металлообработка, сельхозтехника и так далее", – говорит министр.

Спустя год после пожара владелец склада в Барнауле требует 1,3 млрд с арендатора

Один из крупнейших пожаров в Барнауле до сих пор сказывается на жизни пострадавших – все лишились имущества и борются в судебных процессах на возмещение огромных убытков

Одним из резидентов новой промплощадки может стать компания "Мартика" – производитель бытовых изделий из пластика, продающий их по всей стране через крупнейшие торговые сети.

Компания планирует построить крупный производственно-складской комплекс с общим объемом инвестиций до 2,8 млрд рублей, сообщали ранее в правительстве региона. Этот проект заявлялся краем для получения федерального инфраструктурного кредита на обустройство инженерных коммуникаций. Под проект требуется 8 гектаров земли. От одного из предполагаемых вариантов на ул. Дальней пришлось отказаться, так как не удавалось сформировать единый участок. Инвестор, по словам Вячеслава Химочки, готов подождать создания новой промзоны.

Чего ждут власти

Однако все действия по ее оформлению власти края смогут начать предпринимать только после того, как депутаты Барнаула утвердят поправки в генплан и переведут эту землю из категории сельхозназначения в промышленную.

После этого можно будет приступать к проектированию, прежде всего – коммуникаций. При этом властям нужно будет определить, за счет каких источников будет финансироваться их постройка. Цена только этого вопроса – сотни миллионов рублей.

По оценке минпрома, на осень 2021 года, например, подключение к воде может обойтись более чем в 70 млн рублей, к канализации – свыше 230 млн.

Однако с учетом востребованности площадки, считает министр, эти вопросы будут решены. Тем более у нее есть неоспоримые преимущества:

  • транспортная доступность – рядом расположены автотрассы и железная дорога,
  • близость рабочей силы – рядом расположены густонаселенные спальные районы города,
  • отсутствие обременений,
  • ровный рельеф,
  • близость других промзон, с предприятиями которых можно выстраивать производственные связи.
После создания новой промплощадки, по оценкам властей, уже через три года здесь может быть создано до 800 новых рабочих мест, перечислено дополнительно до 500 млн рублей налогов, инвестировано в развитие до 3 млрд рублей. Через семь лет эти показатели могут, соответственно, достичь 3 тыс. мест, 1,2 млрд отчислений и 8-10 млрд рублей.
Рост цен, уход брендов, импортная лихорадка: почему наша жизнь не будет прежней

Какие экономические последствия санкций уже успели почувствовать жители Алтайского края, а какие – еще только предстоит испытать

Почему нельзя использовать старые промплощадки

В Барнауле есть несколько исторически сложившихся промзон, на которых есть пустующие гектары площадей и тысячи квадратных метров цехов. Однако есть сразу несколько причин, по которым они не устраивают инвесторов, говорит министр.

Во-первых, у всех заводов в действующих промзонах есть собственники. И главный вопрос, который возникает у инвестора, – на каких условиях он заходит. Договориться удается далеко не всегда. Например, нередко владелец имущества не собирается его продавать, а предлагает вкладывать средства в реконструкцию и создание производств на условиях аренды.

"Но это не устраивает многих инвесторов. Это и вопрос их независимости, самостоятельности. Им нужна стабильность и предсказуемость в будущем", – говорит Химочка.

Во-вторых, многие существующие цеха намного дороже переделать под современные производства, чем построить новый корпус с нуля из сэндвич-панелей.

"Эти помещения с высокими потолками уже далеко не каждому производству нужны. А их как минимум отапливать нужно. А сейчас эксплуатационные расходы как никогда выходят на первое место", – комментирует министр.

В минпроме называют и другие недостатки существующих площадей. Среди них:

  • у многих участков есть обременения, в том числе залоговые, некоторые оформлены на "пустые" фирмы,
  • некоторым требуется расчистка или рекультивация,
  • часть площадок остались без коммуникаций и т. д.

Между тем говорить, что большие территории бывших советских предприятий сплошь простаивают "мертвым грузом", нельзя. Во-первых, частично имущество, в том числе земельные участки, было давно распродано, и сейчас там расположены "живые" производства.

Во-вторых, ряд новых собственников провели ремонты и сдают площади в аренду. В качестве примера многие участники рынка приводят территорию "Геомаша", которую выкупила ИСК "Союз" Владимира Отмашкина. Здесь на части площадей по-прежнему расположено производство, а другую часть владелец капитально отремонтировал, адаптировал под нужны современных промышленников и успешно сдает в аренду.

В-третьих, продолжается процесс купли-продажи объектов – цехов и земельных участков, и, по данным "Толка", на некоторых из них можно ожидать появления новых инвесторов.

Наконец, есть собственники, как, например, владельцы моторного завода, которые планируют развивать площадку под современные требования.

"Мы же с вами говорим о перспективе – у региона и города она обязательно должна быть в сфере промышленности. Будущее Алтайского края в любом случае за промышленностью", – резюмировал министр.

Нужна хозяйственная смелость: бизнес призвал власти Алтая быть гибче и быстрее

Скорость принятия решений властями может оказаться ключевым фактором, который поможет предприятиям легче пережить время турбулентности

Лента новостей