Некоторые предприятия края на фоне санкций нашли альтернативные способы поставки и наращивают объемы производства. Однако будущее многих за пределами ближайшего полугодия выглядит неясным
Около половины крупных промпредприятий Алтайского края, столкнувшихся с трудностями закупа сырья из-за санкций, уже нашли новых поставщиков. И в первом полугодии заводы региона, скорее всего, сработают в плюс. А вот дальнейшие перспективы просматриваются уже не так очевидно. Об этом говорил исполнительный директор Союза промышленников Алтая Виктор Мещеряков на круглом столе 14 апреля, прошедшем в РАНХиГС.
Кто ищет, тот найдет
"Наши очень здорово занимаются замещением поставщиков", – рассказал Мещеряков. В беседе с "Толком" привел несколько примеров.
Бийский завод "Алтайспецпродукт" выпускает эмульгаторы для изготовления эмульсионных взрывчатых веществ, которыми пользуются в нефтегазовой отрасли. Раньше компоненты предприятие закупало у немецкого гиганта Basf.
"Сразу после введения санкций на заводе начали искать альтернативу поставкам. Нашли варианты в Китае и Южной Корее. Взяли и там, и там, провели испытания, они прошли успешно. Но в это время и Basf заявил, что готов будет продолжить поставки", – рассказал Мещеряков. В итоге у завода – три примерно сопоставимых источника сырья, сопоставимых по цене и качеству.
При этом предприятие, которое в 2021 году сработало с выручкой в 2,2 млрд рублей, к концу этого года может выйти на показатель примерно в 4 млрд. Дело в том, что крупные нефтегазовые компании, которые раньше закупали эмульгаторы в США, стали также искать отечественных поставщиков.
"Теперь заводу нужно увеличить производство минимум в 2-2,5 раза. Он производил 8 тыс. тонн в год, а сейчас нужно минимум 15 тыс. тонн. На предприятии уже закупили новое оборудование для увеличения мощностей, монтируют его",– рассказал исполнительный директор Союза.
На АЗПИ, который производит топливные системы, в том числе для КАМАЗа, и которому требуется специальный металл, нашли аналог прежнему немецкому сырью на предприятии в Подмосковье.
"СиСорт", который изготавливает сепараторы, сообщил в Союз, что из трех поставщиков электроники ни один не отказался от оказания услуг.
Ранее другие производители, впрочем, рассказывали, что главная проблема – найти аналог сырья, ингредиента, комплектующих или упаковки именно нужного качества. Не всегда удается это сделать, как, например, в случае с оборудованием для маркировки, концентратами для напитков или даже обычными пробками.
Как рассказал "Толку" один из производителей стройматериалов в Барнауле, многие схемы поставок сейчас рассматриваются как временные, для отлаживания постоянных цепочек потребуется около двух лет.
Смутное будущее
Но в целом Мещеряков резюмирует: "Хочу сказать, что ни на одном предприятии не сообщили, что завтра остановятся или снизят продажи". Более того, по его прогнозу, в первом полугодии заводы края еще успеют сработать с позитивной динамикой по отношению к такому же периоду 2021 года. Но вот что будет дальше – пока большой вопрос.
"Промышленность Алтайского края не изолирована от рынка России. Если другие предприятия, на которых производят готовую продукцию и куда наши поставляют комплектующие, "навернутся", то и наши пострадают".
Скажем, крупнейшее предприятие региона "Алтай-Кокс" по итогам трех месяцев 2022 года сработало в плюс — 103,6% к первому кварталу прошлого года по объему производства. Заявки на производство кокса есть на апрель и май, на июнь пока не формировали, говорит Мещеряков.
90% всего объема продукции "Алтай-Кокс" поставляет на Новолипекций металлургический комбинат (головная компания предприятия).
"Но сегодня Евросоюз полностью прекратил закупку почти всех видов металлов из России, могут покупать только "чушки". А у нас 50% всей продукции металлургии шло на экспорт, в основном в Европу. Сейчас нужно найти рынки сбыта для этого объема", – привел пример Мещеряков.
Сегодня, говорит он, главная задача — не допустить сокращения работников и остановки производств.
"Против нас идет огромная экономическая война, нас хотят подавить и нашу экономику истребить, будем откровенно говорить. Но бизнес у нас страшно живучий, я верю в него абсолютно", – резюмировал Мещеряков.