Весь процесс маркировки "завязан" на импортном оборудовании, ее введение прибавит по 1,5-2 рубля к единице товара на магазинных полках, говорят предприниматели
Производители и торговые сети просят федеральное правительство отложить маркировку новых товаров и заморозить тех, что стали "чипироваться" недавно. Минеральная вода, пиво, "молочка" – их изготовление и продажа со специальными штрихкодами в новых условиях может стать "просто вредительством", говорят бизнесмены. Однако федеральные власти пока готовы отложить только те проекты, которые и так работают в пилотном режиме.
Игроки рынка называют сразу несколько проблем, которые могут затруднить и без того непростую ситуацию.
Всё импортное
Оказалось, что государственную задачу по борьбе с фальсификатами и по "опрозрачиванию" оборота всех товаров в стране можно решить только с помощью импортного оборудования. Сами машины, запчасти, все ингредиенты: порошки, ленты и так далее, производятся только на Западе.
"Ни то, ни другое сегодня не представляется возможным доставить в нашу страну, даже через третьи страны. Спустя месяц-два предприятия в принципе не смогут маркировать товары", – заявил бизнес-омбудсмен края Андрей Осипов на встрече с бизнес-сообществом Заринска 6 апреля, сообщали в краевом заксобрании.
На одном из пивоваренных предприятий края "Толку" рассказывали, что пытались найти аналоги оборудования в Китае, но пока предлагаемые альтернативы далеки от нужного качества – машины могут давать до 70% брака, то есть затем марки могут просто не считаться.
Проблему подтвердил и Осипов: глава компании "Рикон" Олег Махнаков рассказал на ежегодном собрании Союза крестьянских формирований региона, что, например, альтернативные краски для оборудования на "молочке" в результате транспортировки, хранения стираются или расплываются. И рознице приходится возвращать товар производителю, писал "Банкфакс".
По словам Осипова, воспользоваться услугами российских типографий тоже не получится, поскольку пленка, на которой печатаются идентификаторы, также импортная.
"Понятно, что какое-то время бизнес продержится: запасы краски, запчастей и прочего есть у всех. Вопрос только в том, как долго: год, полгода, пару месяцев?" – говорит Осипов.
Дорогое удовольствие
Введение маркировки и для производителей, и для торговли обходится в миллионы рублей. Вадим Смагин, глава Бочкаревского пивоваренного завода, рассказывал ранее "Толку", что только на две линии по розливу воды предприятие закупило оборудование на 50 млн рублей. К нему рано или поздно потребуются запчасти.
Сама марка на каждую бутылку стоит 50 копеек. Кроме того, нужно содержать несколько работников для обслуживания.
По словам Юрия Никитина, главы торговой сети "Аникс", сейчас ретейл поэтапно вводит маркировку новых подлежащих ей товаров. Это плюсом дает каждой упаковке товара 1,5-2 рубля.
Все затраты бизнес в итоге закладывает в цену продукции. "Это бремя для предприятий и покупателей", – сказал Смагин губернатору края Виктору Томенко на недавнем совещании, посвященном состоянию АПК в регионе.
А "Толку" он говорил, что в текущих условиях введение маркировки на новые товары "станет просто вредительством":
"Это будет невыгодно всем – производителям, которым в условиях дефицита оборотных средств придется вкладывать в оборудование и содержание, и потребителям, которым придется за это платить".
Система "тормозит"
Вадим Смагин рассказал и о сбоях в работе самой системы. Большинство россиян узнало о ней в 2020 году, когда первая волна ковида наслоилась на введение маркировки лекарств и в аптеках скапливались очереди из-за того, что система не успевала обрабатывать возросший объем информации. Многие аптеки просто не могли ввести товар в оборот.
Сейчас, рассказал Смагин, система иногда тоже "виснет": "Мы три дня простояли, потому что система не могла передать данные".
Бизнес просит власти если не отменить, то хотя бы приостановить введение маркировки новых товаров. Производители воды – заморозить "чипирование" в этой отрасли.
Во все двери
Предприниматели используют любые каналы для донесения этой мысли: отраслевые союзы, бизнес-омбудсменов, власти региона, депутатов, генпрокуратуру.
Но пока в минпромторге России заявляют, что маркировка "зарекомендовала себя как эффективное средство по борьбе с контрафактной продукцией", и поэтому вопрос о ее приостановке не рассматривается" (цитата по "Интерфаксу").
Единственное, на что пошли власти, – временно не запускать новые эксперименты по другим группам товаров. Об этом заявила глава профильного департамента минпромторга Екатерина Приезжева в Госдуме. По ее словам, решения о сроках запуска новых экспериментов примут позднее с учетом ситуации в отраслях.
Что касается товаров, которые маркируют уже сейчас в экспериментальном пока режиме: пиво, БАДы, антисептики, никотинсодержащие жидкости, электронные сигареты, то по ним могут продлить "пилотные" сроки, отложив обязательность ввода.