Больше без истерик: удалось ли решить трудности с Единым налоговым счетом спустя год
Год назад во многих компаниях и госучреждениях, а точнее в их бухгалтериях, было состояние, близкое к истерике: с 1 января 2023 года заработал закон, который ввел для юрлиц и ИП Единый налоговый счет (ЕНС). До этого такой счет ввели для физлиц. В начале года у многих юрлиц на счету оказались внезапные для них суммы задолженности. Появились новые документы и сроки уплаты. По всей стране обрушился вал жалоб, вопросов. ФНС не успевала реагировать. К февралю налоговая стала давать развернутые разъяснения, взыскание задолженностей отложили. Спустя год после введения ЕНС замруководителя краевого управления Наталья Шелехова рассказала "Толку", остался ли кризис позади.
Единый налоговый платеж и Единый налоговый счет с 1 января 2023 года стали обязательными для всех юрлиц и ИП. Если раньше каждый налог, взнос платился отдельно, то теперь перечисляется одной суммой на один счет, с которого налоговая уже сама пропорционально распределяет деньги между налогами. Она это делает на основании уведомлений, которые подает плательщик. "Потеряшек" в пять раз меньше– В прошлом году вы говорили, что на невыясненные платежи в Алтайском крае приходились миллиарды рублей, и решение этой проблемы было одной из целей введения ЕНС. Можно ли говорить, что план сработал?
– Институт ЕНС, собственно говоря, и внедрялся для того, чтобы сделать платежи проще. Об этом свидетельствует сократившееся количество платежей с неправильным заполнением, которые отнесены к невыясненным, в 4,2 раза – со 160 тысяч до 39 тысяч. И да, сократилась и сумма таких платежей почти в 4,8 раза – с 2,5 млрд до 400 млн рублей. И само их число — в 1,7 раза.
С чем это связано? Ранее оплачивали каждую сумму отдельным платежным поручением. Сейчас – одним. Средства попадают на ЕНС, и дальше уже налоговые органы самостоятельно распределяют их по обязательствам плательщика. Например, нужно вам заплатить транспортный, земельный, имущественный налоги. Раньше было три платежных документа. Сегодня – только один. Вы пополняете свой ЕНС, а средства распределим уже мы сами.
Поэтому и сократилась сумма невыясненных платежей. Раньше мы искали, какой же платеж совершил плательщик и куда его следует отнести. Сейчас "потерявшихся" денег осталось 400 млн рублей. То есть ошибки сохраняются, но гораздо в меньшем объеме.
Еще я бы отметила, что сократилось время зачисления средств на ЕНС. Раньше это занимало до трех рабочих дней с момента списания средств со счета в банке. Сейчас – не более часа. Проверяла на себе. В прошлом году оплатила имущественные налоги – со времени списания денег до их отражения на счете прошло всего 18 минут.
– И все-таки – с чем связано то, что остаются 400 млн рублей невыясненных платежей? Чьи это ошибки?
– Сегодня в платежных поручениях подлежат заполнению всего два изменяемых реквизита – ИНН и сумма. Но несмотря на это, люди умудряются допустить ошибку. Они либо не заполняют поле с ИНН, либо указывают его неверно. Чаще всего это происходит тогда, когда оплачивают налоги за третье лицо – сына, маму, бабушку и т. д. Важно помнить, что в платежном документе всегда указывается ИНН того лица, чьи обязанности исполняются.
Непонятное сальдо ЕНС– Больше всего плательщики жаловались на внезапное появление сумм задолженности. Удалось ли стабилизировать этот вопрос? Можно ли говорить, что системно ситуация отрегулирована?
– Если оценивать поступившие к нам обращения налогоплательщиков, то большинство из них были связаны не с внезапным появлением задолженности, а с тем, что люди не понимали принцип формирования отрицательного сальдо на ЕНС. Людям было непонятно: как так, только одна сумма долга вместо нескольких по разным обязательствам.
Были также проблемы в начале 2023 года с личными кабинетами – их работа была приостановлена до тех пор, пока мы не верифицировали сальдо плательщика. Возникали трудности с выдачей справок.
Мы все эти вопросы старались решить оперативно, выявляли плательщиков с похожими проблемами, отрабатывали их массово еще до того, как могли бы поступить обращения от них. Объясняли алгоритм формирования сальдо.
Учитывая необходимость таких разъяснений и времени для адаптации, Правительство РФ вынесло постановление, которое на шесть месяцев продлило возможные сроки взыскания задолженности.
Только в апреле (после первой квартальной отчетности. – Прим. ред.) мы начали формировать требования по плательщикам, у которых все-таки сложилось отрицательное сальдо. В июне мы начали выставлять первые требования – напоминания о том, что предстоит уплатить задолженность. В июле стали предъявлять инкассовые счета в банки. И лишь в сентябре по проблемным долгам начали передавать информацию в службу судебных приставов (ССП).
Несмотря на все наши старания, оставались непонимания со стороны плательщиков.
Например, переходные положения предусматривали направление требований в адрес всех плательщиков, по которым образовалось отрицательное сальдо. Независимо от того, насколько старый долг и применялись ли по нему меры взыскания.
Конечно же, это вызвало немало вопросов от тех граждан, у которых долг давний, небольшой, опыт и они уже успели забыть о нем. А часть налогоплательщиков усомнилась в правомерности направленного требования, сочла его повторным.
Поэтому хочу еще раз обратить внимание жителей края, что переходными положениями закона 263-ФЗ предусмотрена поэтапная замена старых мер взыскания, применявшихся отдельно по каждой сумме долга, на новую цепочку взыскания в отношении одной суммы – равной отрицательному сальдо ЕНС.
– То есть на самом деле дублирования по взысканию долга не было?
– Повторного взыскания мы не проводим.
Требования мы направили всем. Следующим этапом было предъявление инкассовых требований к счетам плательщиков на сумму отрицательного сальдо. Но при этом мы отзывали ранее направленные документы взыскания.
Если мы доходили до ССП, то тут работал несколько другой алгоритм: мы как бы добрасывали недостающую сумму к той, что уже находилась на исполнении у приставов.
– То есть не было ситуаций, когда бы плательщик сказал: "Мы это уже оплатили. А вы опять требуете"?
– Конечно, возникали случаи, когда плательщик считал, что у него уже взыскивали эти суммы. Мы терпеливо рассказывали, куда на самом деле ушли их денежные средства и что по факту они закрывали другие обязательства. Давали детализацию сумм, вошедших в сформированное сальдо, и тем самым снимали напряженность.
Также мы встречали другое заблуждение – несопоставимость сумм в разных процедурах взыскания, например, когда в требовании сумма одна, а в решении о взыскании – могла оказаться больше. Плательщики считали, что это сбой в процедуре. Но это не так.
Это годами сложившиеся стереотипы, что на каждую сумму приходится своя процедура взыскания. Нет, сейчас долг динамичный – сальдо меняется в зависимости от тех средств, которые плательщик направляет на ЕНС. Вместе с этим меняется и сумма взыскания – она может как вырасти, так и уменьшиться.
Мы могли начинать взыскивать 10 тысяч рублей, но если позже образовался новый долг – условно 1 млн, то мы будем взыскивать в этой же процедуре 1 млн 10 тысяч рублей.
Еще один часто встречаемый вопрос от физлиц — о взыскании средств со счетов в банке. Плательщики аргументировали свое несогласие с этой мерой тем, что такое взыскание может касаться только индивидуальных предпринимателей. Это очередное заблуждение.
Взыскание со счетов физических лиц применялось и ранее. После получения решения суда налоговый орган имел право обратиться либо к работодателю, либо в ССП, либо в банк. С 2023 года списание со счета стало не правом ФНС, а обязанностью.
Если налогоплательщик — физлицо — не оплатил сумму отрицательного сальдо, налоговый орган выносит решение о списании со счета и предъявляет его в банк, разместив в соответствующем реестре решений. Но его исполнение будет происходить по-прежнему только после получения решения суда. В том же реестре появится отметка о его наличии и к счету будет предъявлено инкассовое поручение — и только тогда банк спишет средства со счета.
Поэтому мы и говорим людям, что если вы получили решение налоговой о списании денежных средств со счетов в банке, значит, следующим шагом налогового органа будет обращение в суд. В этой ситуации стоит поторопиться и самостоятельно оплатить долг, хотя бы во избежание дополнительных расходов еще и на госпошлину.
С уведомлениями разобрались– Вы говорили, что вопрос адаптации к новым бюрократическим требованиям, в частности по подаче уведомлений, – вопрос времени. Что показала практика?
– Подавать уведомления по-прежнему важно и нужно. Только наличие уведомлений позволит направить денежные средства в конкретный бюджет. В противном случае уплаченные деньги останутся на ЕНС плательщика, а перед бюджетом будет числиться долг, на который будут начислены пени.
Но о том, что адаптационный период прошел более или менее успешно, говорит тот факт, что только около 8% налогоплательщиков сдают уведомления либо несвоевременно, либо с ошибками. Учитывая количество полученных документов, это незначительный объем. В начале прошлого года их было существенно больше.
Мы выявляем тех, кто некорректно подает уведомления, и работаем с ними в индивидуальном порядке.
Бюджету приятно– Удалось ли сократить документооборот?
– ЕНС – это, конечно, не про количество отчетности. Ее объем сохранился. Но мы можем однозначно говорить о сокращении трудозатрат, которые необходимы на ее составление. Этому способствовало введение универсального календаря с единым сроком уплаты и единой датой сдачи отчетности.
За счет автоматизации процессов произошло сокращении времени на возврат средств из бюджета и разблокировку счетов – всего один день.
И если уже говорить о сокращении бюрократии, то внешний документооборот для налоговых органов сократился в три раза: ушли уведомления о зачете возврата, об уточнении денежных средств, заявления об исполнительных производствах и т. д.
– Резюмируя: какие бы изменения, произошедшие с введением ЕНС, вы бы назвали главными ? Стоила ли игра свеч — этого шума, даже истерик, трудностей адаптации?
– Однозначно стоила. При всех тех положительных результатах, которые я отметила выше, есть еще и другие. С внедрением ЕНС произошло действительно равномерное и своевременное поступление денежных средств в бюджеты — это понятные даты, четко определенные, спланированные заранее суммы. Опять же на 2 млрд сократился объем невыясненных платежей, а они также поступили в бюджеты, и это приятно.
И одно из самых главных последствий стало, то что ФНС стала ближе к финансовым органам государственной и муниципальной власти. Как ни крути, нам пришлось общаться гораздо чаще, регулировать проблемы с поступлением средств в бюджет, разъяснять, как действует новое законодательство, отвечать на бесконечные, но вполне обоснованные вопросы. Мы очень сильно расширили точки взаимодействия, обмена информацией. Мы стали ближе.