В региональном управлении ФНС рассказали, какие заблуждения возникали у плательщиков из-за введения ЕНС, остались ли ошибки с уведомлениями и стоила ли игра свеч
Год назад во многих компаниях и госучреждениях, а точнее в их бухгалтериях, было состояние, близкое к истерике: с 1 января 2023 года заработал закон, который ввел для юрлиц и ИП Единый налоговый счет (ЕНС). До этого такой счет ввели для физлиц. В начале года у многих юрлиц на счету оказались внезапные для них суммы задолженности. Появились новые документы и сроки уплаты. По всей стране обрушился вал жалоб, вопросов. ФНС не успевала реагировать. К февралю налоговая стала давать развернутые разъяснения, взыскание задолженностей отложили. Спустя год после введения ЕНС замруководителя краевого управления Наталья Шелехова рассказала "Толку", остался ли кризис позади.
"Потеряшек" в пять раз меньше
– В прошлом году вы говорили, что на невыясненные платежи в Алтайском крае приходились миллиарды рублей, и решение этой проблемы было одной из целей введения ЕНС. Можно ли говорить, что план сработал?
– Институт ЕНС, собственно говоря, и внедрялся для того, чтобы сделать платежи проще. Об этом свидетельствует сократившееся количество платежей с неправильным заполнением, которые отнесены к невыясненным, в 4,2 раза – со 160 тысяч до 39 тысяч. И да, сократилась и сумма таких платежей почти в 4,8 раза – с 2,5 млрд до 400 млн рублей. И само их число — в 1,7 раза.
С чем это связано? Ранее оплачивали каждую сумму отдельным платежным поручением. Сейчас – одним. Средства попадают на ЕНС, и дальше уже налоговые органы самостоятельно распределяют их по обязательствам плательщика. Например, нужно вам заплатить транспортный, земельный, имущественный налоги. Раньше было три платежных документа. Сегодня – только один. Вы пополняете свой ЕНС, а средства распределим уже мы сами.
Поэтому и сократилась сумма невыясненных платежей. Раньше мы искали, какой же платеж совершил плательщик и куда его следует отнести. Сейчас "потерявшихся" денег осталось 400 млн рублей. То есть ошибки сохраняются, но гораздо в меньшем объеме.
Еще я бы отметила, что сократилось время зачисления средств на ЕНС. Раньше это занимало до трех рабочих дней с момента списания средств со счета в банке. Сейчас – не более часа. Проверяла на себе. В прошлом году оплатила имущественные налоги – со времени списания денег до их отражения на счете прошло всего 18 минут.
– И все-таки – с чем связано то, что остаются 400 млн рублей невыясненных платежей? Чьи это ошибки?
– Сегодня в платежных поручениях подлежат заполнению всего два изменяемых реквизита – ИНН и сумма. Но несмотря на это, люди умудряются допустить ошибку. Они либо не заполняют поле с ИНН, либо указывают его неверно. Чаще всего это происходит тогда, когда оплачивают налоги за третье лицо – сына, маму, бабушку и т. д. Важно помнить, что в платежном документе всегда указывается ИНН того лица, чьи обязанности исполняются.
Непонятное сальдо ЕНС
– Больше всего плательщики жаловались на внезапное появление сумм задолженности. Удалось ли стабилизировать этот вопрос? Можно ли говорить, что системно ситуация отрегулирована?
– Если оценивать поступившие к нам обращения налогоплательщиков, то большинство из них были связаны не с внезапным появлением задолженности, а с тем, что люди не понимали принцип формирования отрицательного сальдо на ЕНС. Людям было непонятно: как так, только одна сумма долга вместо нескольких по разным обязательствам.
Были также проблемы в начале 2023 года с личными кабинетами – их работа была приостановлена до тех пор, пока мы не верифицировали сальдо плательщика. Возникали трудности с выдачей справок.
Мы все эти вопросы старались решить оперативно, выявляли плательщиков с похожими проблемами, отрабатывали их массово еще до того, как могли бы поступить обращения от них. Объясняли алгоритм формирования сальдо.
Учитывая необходимость таких разъяснений и времени для адаптации, Правительство РФ вынесло постановление, которое на шесть месяцев продлило возможные сроки взыскания задолженности.
Только в апреле (после первой квартальной отчетности. – Прим. ред.) мы начали формировать требования по плательщикам, у которых все-таки сложилось отрицательное сальдо. В июне мы начали выставлять первые требования – напоминания о том, что предстоит уплатить задолженность. В июле стали предъявлять инкассовые счета в банки. И лишь в сентябре по проблемным долгам начали передавать информацию в службу судебных приставов (ССП).
Несмотря на все наши старания, оставались непонимания со стороны плательщиков.
Например, переходные положения предусматривали направление требований в адрес всех плательщиков, по которым образовалось отрицательное сальдо. Независимо от того, насколько старый долг и применялись ли по нему меры взыскания.
Конечно же, это вызвало немало вопросов от тех граждан, у которых долг давний, небольшой, опыт и они уже успели забыть о нем. А часть налогоплательщиков усомнилась в правомерности направленного требования, сочла его повторным.
Поэтому хочу еще раз обратить внимание жителей края, что переходными положениями закона 263-ФЗ предусмотрена поэтапная замена старых мер взыскания, применявшихся отдельно по каждой сумме долга, на новую цепочку взыскания в отношении одной суммы – равной отрицательному сальдо ЕНС.
– То есть на самом деле дублирования по взысканию долга не было?
– Повторного взыскания мы не проводим.
Требования мы направили всем. Следующим этапом было предъявление инкассовых требований к счетам плательщиков на сумму отрицательного сальдо. Но при этом мы отзывали ранее направленные документы взыскания.
Если мы доходили до ССП, то тут работал несколько другой алгоритм: мы как бы добрасывали недостающую сумму к той, что уже находилась на исполнении у приставов.
– То есть не было ситуаций, когда бы плательщик сказал: "Мы это уже оплатили. А вы опять требуете"?
– Конечно, возникали случаи, когда плательщик считал, что у него уже взыскивали эти суммы. Мы терпеливо рассказывали, куда на самом деле ушли их денежные средства и что по факту они закрывали другие обязательства. Давали детализацию сумм, вошедших в сформированное сальдо, и тем самым снимали напряженность.
Также мы встречали другое заблуждение – несопоставимость сумм в разных процедурах взыскания, например, когда в требовании сумма одна, а в решении о взыскании – могла оказаться больше. Плательщики считали, что это сбой в процедуре. Но это не так.
Это годами сложившиеся стереотипы, что на каждую сумму приходится своя процедура взыскания. Нет, сейчас долг динамичный – сальдо меняется в зависимости от тех средств, которые плательщик направляет на ЕНС. Вместе с этим меняется и сумма взыскания – она может как вырасти, так и уменьшиться.
Мы могли начинать взыскивать 10 тысяч рублей, но если позже образовался новый долг – условно 1 млн, то мы будем взыскивать в этой же процедуре 1 млн 10 тысяч рублей.
Еще один часто встречаемый вопрос от физлиц — о взыскании средств со счетов в банке. Плательщики аргументировали свое несогласие с этой мерой тем, что такое взыскание может касаться только индивидуальных предпринимателей. Это очередное заблуждение.
Взыскание со счетов физических лиц применялось и ранее. После получения решения суда налоговый орган имел право обратиться либо к работодателю, либо в ССП, либо в банк. С 2023 года списание со счета стало не правом ФНС, а обязанностью.
Если налогоплательщик — физлицо — не оплатил сумму отрицательного сальдо, налоговый орган выносит решение о списании со счета и предъявляет его в банк, разместив в соответствующем реестре решений. Но его исполнение будет происходить по-прежнему только после получения решения суда. В том же реестре появится отметка о его наличии и к счету будет предъявлено инкассовое поручение — и только тогда банк спишет средства со счета.
Поэтому мы и говорим людям, что если вы получили решение налоговой о списании денежных средств со счетов в банке, значит, следующим шагом налогового органа будет обращение в суд. В этой ситуации стоит поторопиться и самостоятельно оплатить долг, хотя бы во избежание дополнительных расходов еще и на госпошлину.
С уведомлениями разобрались
– Вы говорили, что вопрос адаптации к новым бюрократическим требованиям, в частности по подаче уведомлений, – вопрос времени. Что показала практика?
– Подавать уведомления по-прежнему важно и нужно. Только наличие уведомлений позволит направить денежные средства в конкретный бюджет. В противном случае уплаченные деньги останутся на ЕНС плательщика, а перед бюджетом будет числиться долг, на который будут начислены пени.
Но о том, что адаптационный период прошел более или менее успешно, говорит тот факт, что только около 8% налогоплательщиков сдают уведомления либо несвоевременно, либо с ошибками. Учитывая количество полученных документов, это незначительный объем. В начале прошлого года их было существенно больше.
Мы выявляем тех, кто некорректно подает уведомления, и работаем с ними в индивидуальном порядке.
Бюджету приятно
– Удалось ли сократить документооборот?
– ЕНС – это, конечно, не про количество отчетности. Ее объем сохранился. Но мы можем однозначно говорить о сокращении трудозатрат, которые необходимы на ее составление. Этому способствовало введение универсального календаря с единым сроком уплаты и единой датой сдачи отчетности.
За счет автоматизации процессов произошло сокращении времени на возврат средств из бюджета и разблокировку счетов – всего один день.
И если уже говорить о сокращении бюрократии, то внешний документооборот для налоговых органов сократился в три раза: ушли уведомления о зачете возврата, об уточнении денежных средств, заявления об исполнительных производствах и т. д.
– Резюмируя: какие бы изменения, произошедшие с введением ЕНС, вы бы назвали главными ? Стоила ли игра свеч — этого шума, даже истерик, трудностей адаптации?
– Однозначно стоила. При всех тех положительных результатах, которые я отметила выше, есть еще и другие. С внедрением ЕНС произошло действительно равномерное и своевременное поступление денежных средств в бюджеты — это понятные даты, четко определенные, спланированные заранее суммы. Опять же на 2 млрд сократился объем невыясненных платежей, а они также поступили в бюджеты, и это приятно.
И одно из самых главных последствий стало, то что ФНС стала ближе к финансовым органам государственной и муниципальной власти. Как ни крути, нам пришлось общаться гораздо чаще, регулировать проблемы с поступлением средств в бюджет, разъяснять, как действует новое законодательство, отвечать на бесконечные, но вполне обоснованные вопросы. Мы очень сильно расширили точки взаимодействия, обмена информацией. Мы стали ближе.