Сдувать пылинки или "выжимать". Какую "побочку" дает алтайский рынок соискателя
Официально признано: в Алтайском крае сложился рынок соискателя. Именно работник выбирает, куда ему трудоустроиться. Но есть и обратная сторона медали: "пахать" приходится больше и порой тяжелее, а зарплата может быть несоразмерна выполненному. Эксперты объясняют причину дефицитом кадров. На одного соискателя приходится больше двух вакансий, а те же оборонзаказы заводов исполнять надо здесь и сейчас. Но так долго продолжаться не может и работодатели постепенно поворачиваются в сторону работника, например, превращая соцпакет из номинального в реальный.
Плевать на права и свободыПростая истина: добиться большого дохода можно уникальными способностями. Высокая квалификация, инициативность, предприимчивость – все идет в плюс. Но на современном рынке ценится и просто интенсивный труд. О сверхзапросах работодателей Алтайского края в частных беседах “Толку" рассказывают жители региона.
Например, специалисту по охране труда могут вменить работу не в одном, а в трех филиалах, подняв зарплату только на 50%. На заводе у станка добраться до максимального вознаграждения могут преимущественно высококлассные специалисты с опытом и в завидной физической форме. Люди жалуются: чтобы получить максимально возможное, работать приходится разве что не до обмороков. А в магазине под Новый год можно переложить существенно больше продуктов с паллет на стеллажи – тонны пакетов молока, хлеба, сыра, овощей и т.д. – и получить премию лишь в 1 тыс. рублей.
"Там вообще плевать на ваши права и свободы, кабальные условия, выходящие за рамки договоров, – пишет пользователь открытого чата одной из торговых сетей, представленных в Алтайском крае. – Никто не станет считаться с работником. Для них вы – дешевый трудовой ресурс, который они "отожмут". Без здоровья живи, как хочешь. Сам виноват".
Также часто рассказывают о том, что от кандидата ждут чудесного набора навыков, благодаря которым он сможет "закрывать" фронт работы не просто нескольких, а множества специалистов.
Пример журналистки Натальи Лапиной не алтайский, но показательный. На своей странице в ВК она написала, что соискатель по ее профилю в питерскую компанию должен быть таким:
“Опытным редактором, корректором, журналистом, дизайнером, монтажером, работать в графических программах, немного кодить, фотографировать и снимать видео, знать Битрикс и Друпал (Тильду, Фигму и Канву само собой).Настраивать рекламу и СЕО, следить за трафиком и порядком в комментариях. Еще анализировать, визуализировать, планировать, взаимодействовать с коллективом, управлять и работать в команде".
Напряженность возросла"В сложившихся условиях у отдельных работодателей есть “перегибы”: трудозатраты и денежная компенсация могут не соответствовать друг другу", – пояснил "Толку" Иван Панов, председатель Алтайского краевого союза организаций профсоюзов (Крайсовпроф).
По его словам, до недавних пор должности объединяли преимущественно бюджетники: "Согласитесь, трудно найти учителя или врача, работающего на одну ставку. Это связано и с желанием больше заработать, и с дефицитом кадров. Сейчас интенсивность труда возросла и в других сферах".
Эксперт связывает это с большим оборонзаказом на крупных предприятиях региона и в целом с нехваткой кадров:
"Если раньше какую-то работу выполняли, скажем, два человека, то сегодня один. И это не всегда стремление работодателя сэкономить фонд оплаты труда. Просто нет специалистов. Официальная безработица в регионе близится к нулю: количество соискателей заметно меньше вакансий”.
Промышленность Алтайского края в 2021 году достигла "дна" по количеству сотрудников. На тот момент на производствах было занято 119 тыс. человек. Для сравнения: в 1990-х – около 210 тыс. С получением оборонзаказов и в целом развитием промышленности число сотрудников стало расти. По данным на первый квартал 2024 года, в промышленности занято 124,4 тыс. человек. Дополнительно на предприятиях региона ждут еще около 7 тыс. сотрудников.Исполнительный директор Союза промышленников Алтайского края Виктор Мещеряков уточняет: в регионе сохраняется 40-часовая рабочая неделя. Но чтобы обеспечить круглосуточную загрузку мощностей предприятий, организуются 12-часовые смены. Разумеется, в рамках коллективного договора профсоюза предприятия и работников.
"Сколько там недовольных такой ситуацией, никто не считал. 12 часов отработать, наверное, тяжело и кому-то не нравится. Но почему на это идут? Потому что работников не хватает на третью смену [условно ночную]. /…/ Напряженность труда возросла. И когда рабочих не хватает, то [трудоустроенным] предлагают поработать сверхурочно, но только по согласию. Насильно не заставляют. Ну и зарплата, конечно, повышается", – объясняет Мещеряков.
Прошли точку невозвратаВыход из сложившейся ситуации дефицита кадров эксперты видят в повышении уровня заработной платы.
"Сложившийся дефицит [кадров] связан еще и с возможностью работодателя предложить конкурентоспособный уровень зарплаты и социальный пакет. Если бы размер оплаты труда был другой, то, возможно, и дефицит был бы не таким острым, – прокомментировал "Толку" губернатор Виктор Томенко. – /…/ Последние годы мы входим в первую десятку регионов по темпам роста [зарплаты]. Хотя, к сожалению, пока еще находимся в конце списка регионов по абсолютным значениям".
"В 2023 году мы пробовали найти сотрудника, который на производстве обрезает болгаркой металлические заготовки. Сошлись на том, что надежный разнорабочий в нормальной физической форме и способный поднимать тяжести "стоит" уже не 50 тыс. рублей, как раньше, а 80-100 тысяч", – приводит пример Марина Яворович, руководитель центра HR-технологий Persona Grata.
По итогам 2023 года уровень зарплаты в обрабатывающей промышленности, включая пищевые производства, увеличился почти на четверть и составил 51 тысячу рублей, сообщал Томенко в марте. Средний размер зарплаты в Алтайском крае в 2023 году вырос на 17,4%.И шаги в сторону роста вознаграждения работают. Там где предлагается зарплата выше рынка, работодатель может устроить конкурс соискателей и выбрать наиболее перспективных, комментировала "Толку" Жанна Крамарева, директор рекрутингового агентства "Жираф".
"На одном из предприятий в Бийске средняя зарплата составляет около 120 тыс. рублей, – продолжает Виктор Мещеряков. – И таких много. Некоторые сотрудники даже рады, что интенсивность труда выросла и можно условно на машину заработать или квартиру. Раньше такой возможности не предоставлялось", – приводит пример Мещеряков.
Не хлебом единымИван Панов уверен: ситуация с дефицитом кадров вынудит работодателя платить больше за необходимый ему объем работы. Но не только – ставку придется делать и на работу с кадрами в целом:
"Сейчас работодатели стали больше внимания уделять вопросу обучения, подготовке, переподготовке кадров и не только. Мы видим, что на предприятиях стали предлагать соцпакет. И если раньше это было для красивого словца, то сегодня он реальный. В нем – подъемные молодым специалистам, компенсации за съем жилья, питание, ипотеку и так далее".
В противном случае у работодателя могут быть проблемы, говорит Панов:
"Мы прошли точку невозврата в части кадров. Если ты дальше будешь относиться к людям, как к рабам, ждать от них отдачи не придется. Работник понимает, что если он имеет квалификацию и его что-то не устраивает на своем месте, то он выйдет на рынок и успешно трудоустроится. Его резюме будет рассмотрено в ближайший час. Это касается почти всех вакансий. Хотя понятно, что рабочие специальности в особенном дефиците".
"Сейчас мы, по сути, переманиваем друг у друга сотрудников. Конкурируя за них, мы создаем условия. А дальше мы становимся привлекательными для молодежи. Для тех, кто думает, куда пойти после школы. Если они видят хорошие условия работы, это будет конкуренция с другими сферами занятости: доставкой, блогерством, работой в такси. Мы ее должны выиграть", – подытоживает Андрей Лазарев, основатель компании "Алтайтара". .