Губернатор Алтайского края ответил на пять вопросов "Толка": о дефиците рабочей силы, о доходах жителей, об эффективности своей команды, о перспективах застройки и включении в новые нацпроекты
24 апреля губернатор Виктор Томенко выступит с ежегодным отчетом о работе правительства перед депутатами краевого заксобрания. В преддверии этого традиционного события "Толк" поговорил с главой региона, задав ему пять своих вопросов. Формулируя их, мы исходили из тем, которые вызывали наибольший интерес наших читателей или находились на острие информационной повестки в течение года.
Губернатор рассказал, исчерпан ли кадровый резерв края, достигнут ли потолок в росте зарплат и будет ли меняться структура правительства в дальнейшем.
Кадры: хорошо, что есть работа
– Дефицит рабочей силы стал, пожалуй, главной проблемой последних двух-трех лет. Многие работодатели считают, что физические резервы рабочей силы в крае исчерпаны и нужно привлекать больше работников со стороны. Справедливо ли, по вашему мнению, такое суждение и насколько конкурентен Алтайский край в этом вопросе?
– Когда мы говорим о кадровом дефиците или, наоборот, безработице, то здесь всегда важен баланс. Совсем недавно, буквально несколько лет назад, мы думали, как бороться с избытком рабочей силы. Во время ковида у нас, например, численность официально зарегистрированных безработных увеличивалась до 40 тысяч человек. Хотя более традиционный для края уровень – 12–13 тысяч.
Сейчас он составляет 10–11 тысяч человек. При этом численность официально заявленных вакансий превышает 24 тысячи. То есть потребность в кадрах более чем в два раза превышает число людей, стоящих на учете и желающих устроиться на работу.
Таким образом, рынок труда не только Алтайского края, но и Сибири и всей России превратился в рынок соискателя.
Наибольший спрос сегодня наблюдается в промышленности, где более 7 тысяч вакансий. Из них более 3 тысяч – потребность предприятий ОПК. Завтра придет человек с нужной квалификацией его возьмут. И даже если без квалификации – обучат и устроят.
Сложившийся дефицит связан еще и с возможностью работодателя предложить конкурентоспособный уровень зарплаты и социальный пакет. Если бы размер оплаты труда был другой, то, возможно, и дефицит был бы не таким острым. Но рассуждать в сослагательном наклонении мы не можем.
Но что бы хотелось подчеркнуть: в последние несколько лет работодатели заметно повысили уровень зарплат в Алтайском крае. Он растет быстрее, чем в целом по стране. Последние годы мы входим в первую десятку регионов по темпам роста. Хотя, к сожалению, пока еще находимся в конце списка регионов по абсолютным значениям. Но и здесь за время моей работы губернатором мы поднялись на семь-восемь позиций вверх в этой "турнирной таблице".
В бюджетной сфере фонд оплаты труда на 2024 год составил более 71 млрд рублей – это зарплата всех краевых и муниципальных работников, суммарно это более 150 тысяч человек. Этот фонд вырос к факту 2023 года на 13%. А прошлый год к 2022-му – на 12%.
Что важно сказать: это хорошо, что в крае есть работа. Хуже, когда ее нет. Наличие рабочих мест нас побуждает привлекать в экономику и тех, кто еще не задействован. А таких, по оценкам, около 40 тысяч человек в крае.
Не будем забывать также, что тысячи наших земляков сегодня защищают родину, участвуя в СВО, – добровольцы, мобилизованные. Даже сейчас, когда идет третий год спецоперации, ежемесячно сотни жителей края подписывают контракты. Суммарно вместе с кадровыми военными около двух десятков тысяч наших земляков по призыву родины защищают нас и интересы страны. Когда СВО закончится, они также будут востребованы на рынке труда.
Мы ни в коем случае не должны говорить о том, что нужно прекращать работу по созданию новых рабочих мест. Все они будут востребованы.
Мы сегодня перестраиваем всю систему профессионального образования. Мы не можем позволить себе роскошь готовить невостребованные кадры. Нужно закрывать актуальные потребности рынка труда. Именно поэтому вся система профессионального образования сейчас взаимодействует с будущими работодателями.
Сегодня многие наши лаборатории, мастерские оснащены так, как будущие рабочие места выпускников. На это ориентирован федеральный проект "Профессионалитет", который сегодня реализуют несколько наших учебных заведений совместно с предприятиями – индустриальными партнерами. В крае уже восемь площадок-участников. Что это такое? 100 млн рублей [на одну площадку] дает федеральный бюджет, около 20 млн – край и еще 10–20 млн – предприятие. Это позволяет сделать мощный рывок и в оснащении, и в подготовке будущих специалистов.
Доходы: резерв роста не исчерпан
– Статистика фиксирует: доходы жителей края выросли за последний год. На предприятиях говорят, что скоро могут достичь предела повышения зарплат – наращивать ФОТы станет уже невыгодно. На ваш взгляд, есть ли потолок этой динамики? Или заданный тренд сохранится?
– Конечно, возможности работодателя по установлению уровня заработной платы обусловлены экономической ситуацией — положением на рынке, обстановкой на нем, конкуренцией, макроэкономическими обстоятельствами.
Что больше влияет на возможность и дальше повышать зарплаты: 16%-ная ключевая ставка, или усложнившаяся возможность покупать импортные составляющие, или колебания курса валют, или уход с рынков каких-то стран? Конечно, разные обстоятельства влияют. Но исчерпаны ли резервы? Думаю, что нет.
Во-первых, есть фактор естественной инфляции. Во-вторых, влияние макрорегулирования, финансово-кредитной политики государства. В-третьих, в этом году снова существенно увеличился МРОТ.
Даже в бюджете, я уже говорил, мы планово увеличили фонд оплаты труда на 13%, уже в этом, 2024 году, выделив дополнительно 2,2 млрд рублей. Посмотрим, какими будут наши возможности, не исключено, что вернемся к этому вопросу в течение года, как уже делали не раз.
В любом случае мы будем нацелены на то, чтобы сохранять высокую динамику прироста зарплат бюджетников, а они нередко выступают локомотивом – в реальном секторе зарплата в последние два года растет опережающими темпами.
Команда: нет застывших форм
– Вы сформировали состав правительства после избрания вас губернатором, в том числе скорректировали число и функционал заместителей. Как сегодня оцениваете эффективность вашей команды? Планируете ли какие-то изменения еще?
– Я считаю не совсем корректным давать оценку работе команды. Правительство – это ведь не обычная организация. Это коллегиальный орган, которому подчинены региональные и местные органы власти, который работает в партнерстве с парламентом. Это не просто завод, где директор может дать оценку своим заместителям и начальникам цехов. У нас это так не работает.
Я могу сказать следующее. Итоги нашей работы с 2018 по 2022 год убедили меня и моих коллег в том, что преобразования, сделанные после моего первого избрания на пост губернатора, когда мы "докрутили" немного структуру, состав, принципы работы правительства, свой результат дали. Но жизнь на месте не стоит. Что-то уточнялось, менялся кадровый состав. И это совершенно нормально, никаких особенных проблем я в этом не вижу.
После избрания в 2023 году я практически не менял структуру, разве что совсем точечно. Но проанализировал распределение нагрузки между заместителями, задачи, которые стоят в той или иной сфере деятельности, в том числе и результаты работы в предыдущем году. И кое-какие изменения произвел по перераспределению круга полномочий. Например, нужно уделить побольше внимания органам местного самоуправления, внутренней политике. Но это тоже рабочий процесс.
Я считаю, в целом правительство справлялось со своими обязанностями, а также порой со сложными внешними факторами – от ковида до решения задач в связи с проведением СВО.
Сейчас структура правительства края сформирована. Но завтра наступит новый день, который может потребовать других решений. Нет никаких застывших форм.
Градостроительство: отрасль не умирает
– Участники рынка говорят о существующем риске развития и Барнаула, и Бийска в связи с дефицитом готовых участков для строительства. Что частично становится причиной миграции их деловых интересов в другие регионы. Как вы оцениваете эти риски и какие видите решения?
– Начнем с того, что сегодня в крае строятся 113 многоквартирных домов с общей площадью жилья более 850 тысяч кв. метров. В оборот вовлечено 95 гектаров земли, на них можно построить более 1,3 млн кв. метров. То есть существует определенный задел и говорить, что строительство в крае умирает, не приходится.
Конечно, львиный объем возводимого в регионе жилья приходится на Барнаул – более 60%, многоквартирного – свыше 80%.
Сегодня стоит вопрос принятия целого ряда инфраструктурных решений. И часть из них уже обретают форму реализации.
Например, на бюджетные средства строятся дороги в новых кварталах в Индустриальном районе. Чтобы развивать поселок Южный и площадки в том направлении, сегодня на Змеиногорском тракте строится новая развязка. Когда мы обосновывали реконструкцию путепровода около Нового рынка, мы также объясняли, что это необходимо для дальнейшего развития города. Новая система водоснабжения и водооотведения в сторону меланжевого комбината тоже позволит получить дополнительные мощности для строительства. Все эти проекты исполняются с привлечением средств федерального инфраструктурного кредита.
Сегодня работает законодательство о КРТ. Сейчас администрация города готовит по этой программе территорию Потока. Здесь уже есть социальная и инженерная инфраструктура, а программа переселения позволила освободить участки от аварийного жилья.
Я, кстати, хорошо знаю этот район – эту территорию, как и многие другие в городе, прошел пешком. Я по Барнаулу находил, наверно, большее расстояние, чем 80% горожан. Надеваю в выходные кроссовки – и пошел. Люди видят, удивляются, подходят, здороваются, сфотографироваться просят. Очень позитивное отношение.
Возвращаясь к разговору. Мы сегодня также рассматриваем возможность вовлечения в оборот полуострова Побочень, правого берега Оби. Все это – перспективные площади для развития. Но эти территории нужно будет еще не раз внимательно оценить: опыт даже этого года показывает, что прежде чем идти на правый берег, где затопляемые территории, необходимо внимательно изучить вопрос. Это же касается и полуострова Побочень. Это тот случай, когда нужно будет семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.
Но интерес девелоперов к этим локациям есть. Мы сегодня занимаемся внесением изменений в законодательство о масштабных инвестпроектах, чтобы землю без конкурса можно было предоставить и под жилищное строительство при условии передачи части жилья региону или муниципалитету.
Сейчас идет обсуждение параметров. Думаю, после завершения обсуждения закон может быть принят во втором чтении. И тогда появится возможность предоставлять такие участки – на том же Побочене, на правом берегу. В этих случаях инвестор будет брать на себя серьезные обязательства. Правда, при поддержке краевых и, возможно, федеральных властей, потому что инфраструктуру таких участков нужно будет обеспечивать.
Есть и другие потенциальные решения. Скажем, мы понимаем, что город будет развиваться, – правда, уже в меньшей степени на принципах административных решений, а, скорее, исключительно исходя из экономических предпосылок – на территориях, где сегодня индивидуальное жилье, особенно старое. При условии расчета с собственниками, конечно. Эта перспектива хорошая, но властями неуправляемая.
Перспектива квартальной застройки сконцентрирована в северо-западном районе Барнаула. Здесь земля находится в федеральной собственности, ею распоряжается "ДОМ.РФ". Часть этой территории в 86 га в 2018 году предоставили застройщику – ГК "Алгоритм". И сейчас поэтапно эта территория осваивается.
То есть перспектива развития Барнаула однозначно есть. Но вести разговор о дальнейшем планировании тоже необходимо. Это обсуждение уже ведется.
Что касается Бийска. Здесь в оборот вовлечено 6 га земли, на которых можно построить 72 тыс. кв. метров жилья. 59 тысяч из них уже строятся. Это 12 домов с 1,5 тыс. квартир, строительство которых ведется в микрорайоне 16а (ул. Митрофанова), в границах улицы Ударной и переулка Мартьянова и др. районах города.
В Бийске также начинает работать механизм КРТ. В январе этого года "ДОМ.РФ" провел аукцион по аренде 8,2 гектара на ул. Волочаевской, 34. Здесь предусмотрено строительство 5–8-этажных домов с общей площадью квартир 62,3 тыс. кв. метров.
Нацпроекты: будем участвовать
– В этом году завершается действие нацпроектов. Назовите топ наиболее важных, по вашему мнению, результатов их реализации в регионе. Какие из уже анонсированных на будущее нацпроектов кажутся вам самыми перспективными для исполнения в крае?
– За все время действия национальных проектов – с 2019 по 2024 годы – Алтайский край участвовал практически во всех, за исключением тех, программы которых физически не могли нас касаться (условно по очищению озера Байкал).
В 2023 году регион участвовал в 12 нацпроектах – общий объем финансирования составил 17 млрд рублей. А в целом же с 2019 года на реализацию нацпроектов в крае направлено около 100 млрд рублей. 60% всех расходов приходится на три нацпроекта: "Демография", "Здравоохранение", "Образование".
Я не умаляю важности других, каждый важен. Но эти три — наиболее емкие и по объему финансирования, и по числу людей, которых они напрямую касаются.
Например, по проекту "Демография" только в 2023 году 13,7 тысячи семей региона получили поддержку на 1,5 млрд рублей. Сейчас это финансирование идет через Социальный фонд, но подготовка документов, сопровождение происходит при прямом участии наших органов соцзащиты и местного самоуправления.
По проекту "Демография" строились и детские сады – 25 таких учреждений мы возвели, это почти 6 тысяч дополнительных мест.
"Здравоохранение". Я много рассказывал о наших результатах по этому нацпроекту. Резюмируя: за пять лет мы построили 65 новых объектов, 13 капитально отремонтировали, оснастили современным оборудованием 14 учреждений первичного звена, тяжелым, очень дорогим. Провели цифровизацию: сегодня электронный обмен данными между учреждениями – это уже реальность.
По нацпроекту "Образование" мы построили 11 школ, еще три сейчас в процессе. И вообще в системе образования сделано очень много для приведения наших учреждений в соответствие современным требованиям – сегодня в отремонтированную школу заходишь и хочется остаться там. Я уж не говорю про кванториумы, "Точки роста", IT-кубы и т. д.
Будем завершать все проекты. Они сыграли большую роль в улучшении показателей социально-экономического развития края. Об этом говорит и оценка жителями края положения дел в различных областях – более или менее объективная, если она излишне не ангажирована политически. Думаю, что и уровень моей поддержки на прошлогодних выборах тоже во многом обусловлен тем, как люди оценивают работу правительства по достижению позитивных изменений с 2018 года.
По поводу новых нацпроектов. Президент их анонсировал, до конца года в Правительстве России будет идти их разработка. В недрах федеральных ведомств они в основном уже подготовлены. Следующим этапом, думаю, станет активное их обсуждение на разных площадках, в том числе с регионами, отраслевыми объединениями, комиссиями Госсовета, профсоюзами и т. д. Думаю, и мы активное участие в их формировании примем. А решения о конкретном наполнении программами, проектами будут, конечно, принимать на уровне Правительства РФ и президента.
При исполнении нового перечня нацпроектов мы будем следовать прежней логике – участвовать максимально во всех.