Крупный федеральный игрок отказался строить мощный элеватор в Бийске за 5 млрд
Группа компаний "Новый сухопутный зерновой коридор" (ГК НСЗК), которая в 2022 году анонсировала строительство в Алтайском крае крупного элеватора стоимостью около 5 млрд рублей, отказалась от реализации проекта в Бийске, как собиралась изначально. Что будет с проектом, пока неясно. Об этом 26 июля на пресс-конференции рассказал начальник Алтайпищепрома Александр Большаков.
"Виновата" железная дорогаГК НСЗК – крупная федеральная компания, которая реализует проект по строительству в Сибири сети крупных линейных элеваторов, необходимых для экспорта зерна на рынок Азии. Создание сухопутного зернового коридора называлось основной целью проекта инвестора. Алтайский край должен был стать одним из базовых пунктов в этой сети. Власти края и инвестор заявляли, что местом строительства станет участок в Бийске – в сентябре 2022 года планировалось подписать договор аренды.
По словам Александра Большакова, вице-премьер алтайского правительства Александр Лукьянов проводил совещание по вопросу реализации этого проекта. Выяснилось, что локация в наукограде не подошла. Как объяснил начальник Алтайпищепрома, инвестор собирался формировать в Бийске крупные ж/д составы с зерном – до 64 вагонов, чтобы направлять их на восток.
"К сожалению, железная дорога от Бийска до Барнаула не позволяет такой состав направлять, чисто технически", – сказал Большаков.
Рассматривались также варианты участков в каменской и других зонах. Но пока нужная территория не подобрана, так как к ней предъявляется ряд серьезных требований, в том числе по наличию ж/д тупика длиной более 1 км, объездных, выставочных путей и прочие. Создание такой инфраструктуры с нуля в десятки раз увеличило бы стоимость проекта.
"Поэтому инвестор пока в поиске решения", – резюмировал Александр Большаков.
Слишком амбициозныйНапомним, соглашение губернатор Виктор Томенко и руководитель ГК Сергей Пушкин подписали в 2022 году на Восточном экономическом форуме. Предполагалось, что в крае построят элеватор мощностью 200 тыс. тонн единовременного хранения и 500 тыс. – годового оборота.
Тогда региональные игроки со скепсисом отнеслись к целесообразности создания такого мощного объекта с учетом достаточного наличия элеваторов и в целом в крае, и конкретно в бийской зоне, а также отсутствия просчитанных перспектив по росту валового сбора зерна.
Однако в НСЗК "Толку" сообщали, что перед тем, как принимать решение о строительстве элеватора на Алтае, группа компаний заказала крупнейшее со времен СССР научное исследование по потенциалу производства зерна на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе и в бийской зоне. Итоги работы показали, что в будущем валовый сбор зерновых на территории Уральского, Сибирского и Дальневосточного округов может возрасти до 60 млн тонн в год, а затем и до 90 млн. Это примерно в 3-4 раза больше, чем собирали на момент исследования.
При этом за последние два-три года в регионе реализовали или заявили сразу несколько проектов по реконструкции или строительству зернохранилищ в крае – и местные, и инорегиональные инвесторы.
"Еще семь-восемь лет назад мы не знали, куда пристроить элеваторы, находящиеся в стадии банкротства. Сегодня все имеют собственников. Россия, в том числе Алтайский край, наращивают экспорт зерновых и масличных культур. В прошлом году мы более 1 млн тонн отправили только в Казахстан. Это все отгружается с элеваторов. Они востребованы рынком. И люди, имеющие средства для инвестиций, умеющие работать с экспортом, с другими российскими компаниями, пошли на эти проекты", – объяснил руководитель Алтайпищепрома.
Таким образом, можно предположить, что проект в Бийске оказался слишком амбициозным для инфраструктуры региона.