Экономия на людях: почему уже в 2026 году поиск работы может стать большой проблемой
К 2026 году ситуация на рынке труда в Алтайском крае развернется на 180 градусов – работник больше не диктует условия, как это было в 2023-2024 годах, правила будет задавать работодатель. "У меня устойчивое ощущение, что мы заходим в очень сложный период, сопоставимый с кризисом 2008-2009 годов. И вопрос не в причинах, а в состоянии экономики – это та же взвесь в воздухе, те же процессы в бизнесе", – сказала руководитель рекрутингового агентства Жанна Крамарева на недавней встрече Сообщества маркетологов Алтайского края.
По ее словам, к осени 2025 года на hh.ru и других "работных" сайтах число вакансий снизилось примерно на 30% и на столько же выросло число резюме. "Рынок труда соискателя закончился. Он пока еще и не рынок работодателя. Но тенденция к тому, что станет таким уже в 2026 году. Это нужно понимать и определяться со своей стратегией и тактикой", – сказала эксперт. "Всё встало на паузу"Она отметила, что изменения начались еще в конце 2024 года, когда ЦБ начал повышать ставку и кредиты для бизнеса стали дорогими. У компаний начались сложности. Участники рынка труда это почувствовали в начале 2025 года.
"Мы привыкли, что рынок находится в жестком кадровом дефиците. А тут он нам говорит: "Мы в сложной ситуации. То направление, которое мы планировали запускать, приостанавливаем. А то, которое развивали последние два года, сворачиваем. Всё встало на паузу. С весны началось реальное изменение картинки", – констатировала Жанна Крамарева.
Более того, подчеркнула она, даже те ожидания и прогнозы, которые были актуальны еще в сентябре, сейчас тоже можно забыть:
"Предстоящие налоговые изменения [их анонсировали осенью, почитать о них можно здесь] изменили всю картину абсолютно. И бизнес окончательно поставил все процессы развития на паузу. Даже те, кто что-то планировал. Есть компании, которые говорят: "У нас есть деньги, но мы сейчас не будем делать ничего, потому что должны посчитать, пересобрать наши бюджеты, понять, какие выставлять цены, – будем смотреть и наблюдать", – рассказал об опыте общения с клиентами эксперт.
Идут сокращения и "тихий наем""Откуда взялся 30-процентный рост резюме? Где-то сокращают персонал на предприятиях. Где-то начинают вводить четырехдневные рабочие недели с соответственным падением зарплат – и люди ищут другие варианты. Плюс есть те, кто понимает, что компания заходит в стагнацию, – и тоже присматриваются к смене места работы", – объяснила эксперт.
Участники сообщества маркетологов края также подтвердили этот тренд. По словам руководителя объединения Ольги Ефимовой, например, в кол-центрах падают продажи на 20-30% – и те, кто работает там, остаются либо без работы, либо без заработков. А в Барнауле, к слову, географически расположены и федеральные кол-центры.
"Плюс падает потребительский спрос – а это как минимум прямое влияние на сферу сервиса. Длину ресниц и частоту обработки ногтей придется сокращать или переходить на естественность", – посетовала Ефимова.
Напомним, незадолго до этого на круглом столе краевого заксобрания зампредседателя правления Алтайского завода прецизионных изделий Анна Осинцева сказала, что только их предприятие с начала года "потеряло" почти 300 работников. Это не были сокращения – происходил добровольный отток кадров, которые находили более высокооплачиваемые места работы.
А до этого Барнаульский пивзавод подтверждал, что перешел на четырехдневную рабочую неделю.
Найти работу будет сложноВ стесненных финансовых условиях бизнес начнет экономить на персонале, как в любой кризис. Уже сейчас идут процессы так называемого тихого найма, когда после увольнения сотрудника замену ему не ищут, а функционал распределяют между оставшимися. При этом кому-то увеличивают зарплату, кому-то и нет.
"Те, кто трудится сейчас, понимают, что найти работу в случае увольнения будет сложно. В том же 2023 году бухгалтеру было достаточно разместить резюме, за день отсеять ненужные звонки, выбрать пять компаний по принципам близости к дому и размеру зарплаты – и выходить на новое место. Сейчас, если уволиться, можно "зависнуть" серьезно и надолго", – говорит Жанна Крамарева.
Она привела два примера.
В апреле из филиала крупной федеральной компании в Барнауле уволилась начальник отдела продаж. Она полгода ищет работу – да, также в крупной компании, с определенным уровнем белой зарплаты и другими условиями. Но в условном 2023 году варианты бы были точно. Сейчас их нет. Руководитель отдела маркетинга региональной сети уволилась летом, три месяца искала работу – в итоге снизила планку зарплаты со 150 тыс. рублей + и вышла на рядовую позицию на 80 тыс. рублей.Не все могут позволить искать себе работу месяцами – у многих есть кредитные или другие обязательства. "В этом смысле Алтайский край находится в ситуации, где одни из самых низких зарплат при одном из самых высоких уровней закредитованности. То есть мы находимся в серьезных тисках", – отмечает эксперт.
На рынке уже даже появились новые термины – "обнимание работы" (усилия по ее сохранению), "поливоркинг", когда человек работает или условно на трех работах по своей специальности, или на нескольких несвязанных позициях – скажем, днем бухгалтер, вечером таксист, в выходные пекарь.
"На самом деле ничего романтичного в этом нет. Это про нужду, скорую выгораемость, усталость", – резюмирует Крамарева.
Однако она подчеркивает – все кризисы проходят, а дефицит кадров точно останется, как минимум в силу демографических причин.
По словам эксперта, в ближайшее время будут востребованы те, кто, владея современными технологиями, сможет приносить прибыль больше, чем затрат на его оплату труда и рекламу.