На волне резонанса: "Алтайлес" регулярно вызывал возмущение и защищал себя
Неожиданный конфликт краевого минприроды и основного арендатора алтайских лесов уже породил слухи о переделе лесной отрасли. За последние пять лет это далеко не первый скандал, связанный с работой "Алтайлеса", но до сих пор ни один из них не мешал компании работать. Правда, и минприроды тогда не судилось с арендатором по-крупному.
"Толк" вспомнил последние споры, связанные с деятельностью холдинга.
2015 год. Вырубки и монополия25 июня 2015 года вышел сюжет на телеканале "Россия 24", в котором рассказали о масштабных коммерческих вырубках в заказнике "Бобровский" спелой деловой древесины, а не сухостоя, как положено по закону. Аналогичную ситуацию наблюдали в Егорьевском районе, где арендовала землю компания "Лебяжье-Лес", входящая в "Алтайлес".
Холдинг обвиняли в монополизации: мелкие предприниматели не могли приобрести древесину — по их словам, им ее просто не продавали. Зато машины с лесом регулярно ездили на "Рубцовский ЛДК".
В июле того же года "Алтайлес" через СМИ убеждал общественность в необходимости 80-процентной вырубки "старых" лесов края.
"Чтобы нормально развивался подрост, нужно вырубать старые деревья. А вырубить нужно не меньше 80%. К сожалению, такие объемы сегодняшним законодательством запрещены — максимум разрешено рубить до 30%", — сообщали "Вести-Алтай" со ссылкой на тогдашнего президента Союза организаций лесной отрасли "Алтайлес" Михаила Ключникова.
"Алтайлес" просил повысить планку хотя бы до 40%.
"Без рубки со временем мы получим пустыню", — заявлял Ключников. В качестве аргумента за вырубки он приводил распространение в алтайских лесах насекомых-вредителей, в частности, сосновой совки. Компания намеревалась получить около 150 млн рублей из бюджета на борьбу с этим вредителем.
Обозвали "лесной мафией"21 октября 2018 года в программе "Вести недели с Дмитрием Киселевым" показали сюжет о том, как в России уничтожают леса. Половину ролика посвятили Алтайскому краю.
В расследовании рассказали о вырубках в Залесовском заказнике. Реликтовые пихты уничтожили практически полностью под предлогом санитарной очистки леса от сухостоя, рассказывали в сюжете. Эколог Алексей Грибков продемонстрировал, что вырубленные деревья были здоровыми, и добавил, что все гнилое и больное лесорубы оставили.
Журналисты заявили, что 90% выручки от продажи незаконно вырубленной древесины получают те, кто должен пресекать такие нарушения. Холдинг "Алтайлес" и бывшего начальника краевого управления лесами Михаила Ключникова в сюжете назвали "лесной мафией". Сам он назвал все обвинения бредом и враньем.
Компанию "Залесовский лес" ликвидировали в 2020 году после расторжения договоров аренды по инициативе минприроды.
Выборочные рубки ценных деревьевВ ноябре 2018 года эколог и эксперт ОНФ Алексей Грибков дал интервью "Алтапрессу", в котором раскритиковал "выборочные" рубки в алтайских лесах, потому что таким путем из леса выбирают самую лучшую ценную древесину, а на лесовосстановление денег тратят меньше.
"Алтайлес" запустит павловский деревообрабатывающий комбинат, и потребность в сырье вырастет. Отсюда их инициатива снизить возраст рубок сосны со 100 до 80 лет — им уже не хватает текущих объемов заготовки", — заявил эколог.
В интервью Грибков подчеркнул, что в Алтайском крае "выборочно" заготавливают древесины больше, чем в Кемеровской, Новосибирской областях, а также в республиках Хакасия и Алтай вместе взятых.
Эколог раскритиковал и санитарные рубки, которые проводят под видом борьбы с вредителями и старением леса. "Это чушь. Получается, что Бог сначала создал управление лесами Алтайского края, потом их бухгалтерию, а только потом леса?" — иронизировал Грибков.
Защита ленточных боров и "самомораторий"В декабре 2018 года министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин заявил, что алтайские ленточные боры выделят в отдельную территорию, под которую пропишут другие "правила игры". Приоритет решили отдать защите леса, а не хозяйственному освоению.
В 2018 году в лесах Алтайского края вырубили 2,4 млн кубометров древесины. Это только 43% от разрешенного нормативами объема.Эту идею изучали краевые и федеральные эксперты, в том числе представители науки. Вышеупомянутый Михаил Ключников тогда говорил: "Важно, чтобы изменения не сократили темпы омоложения лесов".
По данным компании "Алтайлес", за последние 100 лет ленточные боры Алтайского края увеличились вдвое и "состарились": там всего 10% молодняка.Экологи призывали увеличить возраст рубки сосен до 121 года, а на особо охраняемых территориях — до 141.
Работники лесной отрасли считали, что это приведет к социальной и экологической катастрофе. Они выступили против инициативы министра Кобылкина, собрали 17 тыс. подписей и пригрозили митингами.
Краевое минприроды тогда выступило за идею министра, но поддержало арендаторов в том, что нынешний возраст рубки (101 год) можно и оставить.
Уже в 2019 году объем вырубок в ленточных борах сократили с 1,3 млн до 900 тыс. кубометров. "Алтайлес" добровольно объявили мораторий на все виды рубок на отдельных участках ленточных боров в Мамонтовском, Завьяловском и Алеусском заказниках.
Министра обвинили в лоббировании интересов "Алтайлеса"Однако экологи заявили, что "самомораторий" не позволит сохранить самые ценные участки ленточного бора, поскольку запрет вырубок распространяется не на них. Арендаторы же настаивали на продолжении рубок в границах предложенных зон особой охраны.
"До этого (моратория. – Прим. ред.) там шли самые интенсивные рубки. Весь лес на кромке, не успевают вывозить на Рубцовский и Каменский ЛДК, а теперь еще и на Павловский ДОК", — говорил тогда в ходе "правительственного часа" зампредседателя АКЗС Сергей Серов.
На том же заседании в марте 2019 года депутаты АКЗС потребовали от министра природных ресурсов региона Владимира Попрядухина жестче ограничивать рубки в ленточных борах и "не идти на поводу" холдинга "Алтайлес" в вопросах объемов добычи древесины и возраста.
В итоге министр выразил "частное" мнение о том, что спелыми должны считаться деревья старше 125 лет.
НедобросовестныйВ 2020 году Верховный суд РФ признал недействительными сделки перенайма участка леса между "Каменским ЛДК", "Алеусским лесом" (входят в "Алтайлес") и "Кроной Лес", а также между "Каменским ЛДК", "Ребрихинским лесхозом" и компанией "Инвест ЛК". Договоры аренды с ними для заготовки древесины в Панкрушихинском и Ребрихинском лесничествах расторгли.
"Каменский ЛДК" признали недобросовестным арендатором, что в будущем помешает ему участвовать в аукционах на аренду участков.
Сейчас ведется разбирательство о досрочном расторжении трех договоров аренды леса с "Содружеством" (также входит в "Алтайлес") и "Каменским ЛДК" на территории Панкрушихинского и Каменского лесничеств.
Что известно о компании "Алтайлес"В 2019 году холдинг "Алтайлес" арендовал 62% территории ленточных боров Алтайского края. Ежегодная добыча составляла 1,1−1,2 млн кубометров выборочной рубкой интенсивностью 15−20% (то есть из десяти деревьев в среднем вырубается два дерева).
68% древесины предприятия холдинга, по данным "Алтапресса", заготавливали в ленточных борах. Остальную долю холдинг получал в приобских борах. Прирост насаждений хвойных пород в ленточных борах составлял 1,6 млн кубометров в год.
ЛХК "Алтайлес" владеют две компании – "Ребрихинский лесхоз" (52%) и "Содружество" (48%), по данным СПАРК. Первая учреждена фирмой "Корал", а она, в свою очередь, предприятиями, входящими в состав самого же холдинга.
"Содружеством" владеет компания "Весна", а ее основным владельцем (96%) является закрытое акционерное общество "Индиция" из Литвы.