Толк новости
Экономика |

Ножницами чик-чик. Алтайских переработчиков "давят" доллар, засуха и ковид

Ряд обстоятельств поставил местных производителей продуктов питания в критичные условия. Им приходится покупать сырье по мировым ценам, а продавать продукт по местным
Читать в полной версии ➔

Пока алтайские фермеры хлопают в ладоши от шикарных цен на зерно, производители продуктов стонут. Они попали в ножницы между дорогим сырьем и низкой покупательской способностью местного населения. Первый фактор – следствие выгодного курса валют. Второй – низких доходов на пандемийном рынке. Худшее сочетание заставляет снижать качество продукта.

Тяжелые качели   

Рост стоимости доллара в начале года огорчил аграриев: оборудование, запчасти к нему, комплектующие производства обошлись им дороже запланированного. Зато цены на урожай порадовали. Сказался тот же "высокий" доллар. Спрос на продовольствие усилило стремление стран обеспечить продовольственную безопасность в условиях пандемии и неурожая. Например, в некоторых регионах Китая случились наводнения. 

Внутренняя цена на зерно в Алтайском крае стала подтягиваться к экспортной еще и из-за засухи в регионе и у соседей. Свою лепту внес "серый" экспорт в Казахстан, когда зерно скупается за наличку и вывозится сельскими дорогами, минуя таможни. Также повлияли расходы на налоги и другие госвыплаты.

В результате, сообщает председатель аграрного комитета АКЗС Сергей Серов, цены на зерно в среднем выросли на 40%.

Коммерческий директор "Алейскзернопродукта" (ТМ "Алейка") Наталья Мамаева рассказала, что перед окончанием предыдущего сезона предприятие покупало сырье за 13,5 тыс. рублей за тонну с доставкой. Новый урожай обходится в 17 тыс. рублей за тот же объем.

В зависимости от класса пшеницы цена колеблется в пределах 15-17 тыс. рублей за тонну, подтверждают и другие эксперты "Толка". Это на 30-40% больше прошлого сезона. Некоторые культуры подорожали в два раза.

Цены все равно вырастут   

Зернопереработчикам, а вслед за ними и хлебопекам не удается компенсировать рост стоимости сырья в цене готового продукта. Стоимость муки, макаронных и хлебобулочных изделий сдерживает следующий участник в цепочке "производство-продажа" – это торговые сети.

Там не соглашаются на новые ценовые предложения вплоть до того, что готовы отказываться от какого-то товара на полках. А точнее, заменить его аналогом более сговорчивого поставщика. Например, из Краснодарского края.

"У крупных сетей огромная наценка, а еще работают "ценовые комитеты", которые мониторят коллег и на основании этого корректируют закупочную цену", – говорит представитель хлебокомбината Алтайского края, пожелавший не называть себя.

Эксперт полагает, что цена на готовую хлебную продукцию поднимется только в феврале-марте следующего года. Во-первых, к тому времени сократится объем предложения. Во-вторых, сети снимут новогодний мораторий на повышение цен от поставщиков, который, по словам эксперта, те якобы вводят с 1 ноября.

"Все потому, что мука – это не уникальный, не дефицитный продукт. Ее много, – поясняет Владимир Попов, владелец маслозавода "Диво". – Например, масла на рынке меньше. Есть сезонный спрос, особенно в период заготовок, поэтому мы поставляем его в сети по своей цене. Также большой объем экспорта масла и семечки, поэтому цены растут".

По словам эксперта, "сырое" масло еще два месяца назад стоило 50 рублей за литр, сейчас 72 рубля. Разлитое в бутылки, рафинированное и дезодорированное – до 90 рублей. "Пока цена экспорта семечки будет расти, будет дорожать и масло на полках", – добавляет Попов.

Делай дешево или уходи   

Рост стоимости сырья коснулся всех секторов переработки сельхозпродукции. Владимир Воркин, коммерческий директор "Митпрома", говорит, что в планах производителя – экспорт свинины в Китай, Вьетнам и Гонконг. Но при существующих ценах на корма доходность производства будет отрицательной.  

В пресс-службе ГК "Черкизово" (владеет фабрикой и ТМ "Алтайский бройлер") также отмечают, что для мясной отрасли сейчас непростое время. Индустрия в целом работает на низкой доходности.  

Переработчики признаются, что оказались между ножницами цены на сырье и стоимостью продукции на полке. И пока ситуация складывается не в их пользу, ведь конечный регулятор цен — покупатели. А их доходы падают, поэтому в корзине все чаще оказывается более дешевый продукт.

Председатель Союза мясопереработчиков Алтайского края Дмитрий Халявкин говорит, что ритейлеры просят сделать просто подешевле и уже не интересуются, что входит в состав колбасы и пельменей, которые оказываются на прилавке. Главное, чтобы цена была подходящей и товар покупали.

Тренд подтверждает собственник Барнаульского молочного комбината (БМК) Гарри Шония: "Люди уходят на дешевые продукты. Объем производства сыра "Витязь" и "Российский" не падает. А твердые сорта, себестоимость которых выше на 30%: "Советский", "Горный" и "Алтайский", – мы выпускаем лишь 1,5-2 тонны в сутки. Это ни о чем. Что ждать – сложно сказать. Все зависит от того, как будет развиваться экономика".

Экспорт всемогущий

Переработчики сельхозпродукции признаются, что одним им все труднее сохранять бизнес в сложившейся ситуации. В условиях высокой цены на зерно и другую продукцию аграриев на внешних рынках государству следует заняться ее регулированием на внутреннем.

  

Это может быть ввод квот на вывоз зерна или даже эмбарго. Хотя эта мера считается нерыночной, а потому непопулярна, но в апреле ее уже применяли. Государство пошло на это, чтобы остановить вывоз зерна за рубеж, где его стоимость резко подскочила. Другой инструмент – более плотная работа с компаниями. Например, дотации мукомолам на перевозку сырья внутри страны.

Однако, говорят переработчики, пока власть не сообщает о планах на регулирование рынка. В этих условиях каждый сам за себя. Владимир Попов делает ставку на сокращение издержек производства масла. Он полагает, что в ближайшем будущем Китай отдаст предпочтение готовому продукту высокого качества и объем закупа семечки сократится.

В "Алейскзернопродукте" также инвестируют в сокращение издержек. На сайте компании сообщается, что там приобрели 30 зерновозов, пополнив уже имеющийся парк вагонов. Также компания делает ставку на свои представительства в разных регионах страны и за рубежом.

В начале 2020 года "Алтайский бройлер" вошел в реестр экспортеров птицы Главного таможенного управления КНР. В планах компании – двукратное увеличение объемов продукции – с 60 тыс. тонн в год до 120 тыс. тонн.

Таким образом, многие крупные компании видят свое развитие в поставках за рубеж, но  это не открытие 2020 года. Это уже часть стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. К 2024 году продажа сырья и продуктов из Алтайского края должна составить 501 млн долларов США: прирасти к итогам 2019 года придется почти в два раза.

И процесс, казалось бы, пошел. В 2019 году вместо запланированных 235,1 млн долларов США алтайские производители смогли вывезти продукции на 290,3 млн долларов, отчиталась Алтайская таможня. Рост к итогам 2018-го – 45%. 2020 год тренд поддержал, но в сентябре пыл аграриев и переработчиков охладили.

Правительство РФ фактически с колес поменяло правила начисления субсидий за транспортировку продукции. Для многих алтайских компаний (в этом году — 67) это означает двукратное сокращение госвыплат. А между тем суммы были учтены в заключенных контрактах и теперь лягут убытками на производство.

Тренд 

Многие переработчики сельхозпродукции Алтайского края испытывают в этом году особый кадровый голод. Они базируются в сельской местности, где количество людей ограничено. В 2020 году из-за коронавируса в стране действуют программы поддержки населения. Повышено пособие по безработице, а также малоимущие получают дополнительные выплаты на детей.

В результате, говорят предприниматели, работники увольняются и встают на биржу труда. В сентябре служба занятости Алтайского края сообщила, что количество безработных в регионе – 40,6 тыс. человек. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Только часть из них – это люди из сферы услуг, которые потеряли работу по объективным причинам, говорят предприниматели.

  

 

Читать в полной версии ➔