Толк новости
Экономика |

"Холидейвирус" мутирует: производители получают новую порцию миллионных исков

Компания "Холидей Маркетинг" готовит десятки многомиллионных исков к компаниям, которые выпускали продукцию под торговой маркой ритейлера
Читать в полной версии ➔

"Холидей Маркетинг" пошел войной на компании, которые выпускали для магазинов "Холидей" продукцию под торговой маркой сети (СТМ). Суммы претензий могут достигать 82 млн рублей к одной компании. Это очередной джекпот, который банкротящаяся торговая сеть вытащила из рукава против своих бывших партнеров. Она уже протестировала "идею" в судах трех регионов. В Алтайском крае, к удивлению экспертов, производителя обязали заплатить.

10 декабря бывшие поставщики СТМ для "Холидея" собрались в ИД "Алтапресс", чтобы обсудить проблему. Там они подписали коллективное обращение во всевозможные судебные инстанции, в том числе председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву.

Миллионы за ползунки   

Тестовые иски по нарушению исключительных прав на товарный знак пошли в сентябре 2019 года, следует из картотеки арбитража. Их получили новосибирские ТД "Морозко" и "Фарм-про", омская предпринимательница Арефьева Т. А. и барнаульская компания "Константа". Суммы претензий – по 1-2,5 млн рублей. Сейчас в судах еще около 20 исков, говорит Валерий Покорняк, генеральный директор ТД "Алтан".

Еще примерно с 80 компаний-производителей потребовали рассчитаться за нарушение исключительного права на товарный знак. Размер претензий доходит до 82 млн рублей. Покорняку, например, "вменяют" 7 млн рублей за СТМ на макароны "Фелита", а заводу "Бочкари" за его напитки – 13 млн.

История компаний, которые уже в судах по СТМ или только собираются туда, одинаковая. "Холидей" предложил производителям выпускать продукцию под торговой маркой сети (СТМ). Ритейлер разработал упаковку, логотип, контролировал качество товара, точки реализации, а еще получил лучшие цены. Однако в 2018 году права на СТМ зарегистрировали и передали другому юрлицу – "Холидей маркетингу". Там заявили, что к сети "Холидей" не имеют никакого отношения и производители незаконно пользовались их интеллектуальной собственностью.  

Генеральный директор компании "Константа" Константин Рябинин рассказал, что до 2019 года поставлял в "Холидей" детскую одежду под своей маркой, а потом начал отшивать ползунки и распашонки под ТМ "Игрята". На нем "Холидей" "отрабатывает" судебные претензии.

"Нас в четвертый раз заставляют заплатить за продукцию. Они 2,5 млн уже высудили и прислали аналогичный второй иск на 9 млн. Я вообще не знаю, откуда эти цифры. Представьте, какая это нагрузка на меня как на предпринимателя: это расходы на юристов и командировки, которые тянутся уже год. Я в постоянном стрессе", – говорит Рябинин.

Суд да и только   

Наталья Пинигина, руководитель бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов "Опоры России" (новосибирского отделения), говорит, что "Холидей" разыграл свою партию очень хитро. Иски забросили в Новосибирск, на Алтай и Омск, чтобы оценить подход судей.

Удивительно, что в регионах вынесены разные решения, говорит юрист. В Барнауле и Омске судьям оказалось недостаточно доказательств от ответчиков о том, что они выпускали продукцию под СТМ по заказу "Холидея" и не поставляли ее куда-то еще.

"Мы ознакомились с судебной практикой, которая складывается не в пользу производителей, – рассказала представительница завода "Бочкари". – Суд Алтайского края применяет в подобных делах формальный подход, поэтому нужно собирать максимально полную доказательную базу и даже превысить ее, чтобы усилить позицию производителя".

В Новосибирске спор шел очень долго. Судьи рассмотрели каждое обстоятельство. Там удалось доказать фактическую аффилированность "Холидея" и "Холидей маркетинга", согласие правообладателя на выпуск продукции под СТМ.

"А самое главное, что судом было установлено: это злоупотребление правом, направленное на причинение вреда ответчикам, – подчеркивает Наталья Пинигина. – Это очень важное обстоятельство. На его основе будет подано заявление о возбуждении уголовного дела в отношении компании "Холидей маркетинг".

Валерий Покорняк считает такой подход алтайских судей вопиющим фактом. По его мнению, а также присутствовавшего на встрече бизнес-омбудсмена Андрея Осипова, налицо уголовно наказуемое деяние и это надо доказывать в суде.

"Да, мы ("Алтан") сильнее компании "Константа" и легко разобьем оппонентов в суде, – говорит Покорняк. – Но кто будет защищать таких, как "Константа"? Они не могут позволить себе дорогого юриста. Он (Рябинин) не знает и не должен знать лучшие компании, которые занимаются авторским правом. Потому что он должен делать честно свою работу, получать деньги и рассчитываться за зарплату, налоги и сырье".

Остановить вакханалию   

Дело "Холидей Маркетинга" – это второй заход "Холидея" Николая Скороходова, который пытается получить деньги со своих партнеров. Компания находится в стадии банкротства. В начале 2020 года конкурсный управляющий пытался аннулировать оплаты за поставленную в магазины  продукцию от производителей.

Под угрозой оказались десятки поставщиков. Большая часть из них – из Сибирского федерального округа. Например, с 43 алтайских производителей требовали 230 млн рублей.

Объединившись и обратив на себя внимание властей, они смогли доказать в суде, что вели обычную хозяйственную деятельность, а расчет с ними – это не попытка вывести капиталы из компании в предбанкротном состоянии. Кстати, одна из первых иск получила маленькая компания "Константа", у которой тогда также не хватило сил отбиться от претензий.

"Очень жаль, что "Холидейвирус" постоянно мутирует. Он начинает увеличивать свои потребности. Предприниматели говорят: "Мне "Холидей" остался должен за тот товар, который я поставил по СТМ, и теперь с меня же взыскивают за СТМ. Я три раза должна платить им!" – сказал Покорняк.

И в этот раз производители пошли по тому же пути. Они объединяются, чтобы обменяться судебной практикой и выработать единую стратегию. А также чтобы привлечь внимание властей и судей. По итогам встречи, где обсуждалась проблема "Холидей маркетинга", предприниматели подписались под письмом судьям всех инстанций.

"Предпринимателям, которые сейчас в суде с "Холидей Маркетинг" или только ждут иски, надо объединяться и останавливать эту вакханалию, – подчеркивает Пинигина. – Потому что так работать нельзя. Завтра каждая крупная сеть предъявит такие требования по СТМ, что ни один производитель выжить не сможет".

  

 

Читать в полной версии ➔