Толк новости
Экономика |

Бум и первые шаги. Как себя чувствует рынок доставки еды в Алтайском крае

В 2020 году доставка на дом появилась даже у тех, кто никогда о ней не задумывался, а федеральные сети выросли по объемам продаж в разы
Читать в полной версии ➔

Весенний карантин больно ударил по отрасли общепита и заставил срочно пересматривать формат работы. Многие заведения в 2020 году впервые попробовали доставлять еду на дом, в Барнаул зашли сети, которых раньше не было. Пик спроса на доставку ожидаемо пришелся на период карантина, но некоторые компании уверены, что декабрь побьет эти показатели.

"Федералы" и "международники": бешеный рост

Курьеры Delivery Club доставляют заказы на территории Алтайского края с 2020 года. Сейчас барнаульцам и бийчанам доступна как доставка из ресторанов, так и из сетей магазинов.

  

"2020-й год полностью изменил модель потребительского поведения. Заказ еды все больше становится не из ряда вон выходящим событием, а ежедневной рутиной, обычным делом, как поход в кафе в бизнес-центре. Это влияет и на выбор блюд клиентов.

Когда ты пользуешься доставкой постоянно, то не можешь заказывать себе только пиццу или роллы. Растет спрос на обычную домашнюю еду, на распространенные и понятные блюда зарубежных кухонь – грузинской, итальянской", – рассказали в пресс-службе компании.

В мае 2020 года Delivery Club выполнил рекордные 5,5 млн заказов по всей России, и держит эту планку ежемесячно. К платформе подключено более 30 тысяч заведений общепита.

Самое популярное блюдо, которое заказывают через "Яндекс.Еду" — бургер. Но это в целом по РФ, а в Барнауле чаще всего заказывают манты. Такая же картина наблюдается в Новосибирске, Томске, Иркутске. Очевидно, это сибирская особенность. А самый популярный вид супа в Сибири – том ям, тогда как в европейской части России – борщ. 

Управляющий международной сети японских ресторанов "Суши Мастер" по Барнаулу Евгений Креймер констатирует: в 2020 году рост заказов на доставку еды вырос в разы. Особенно это было заметно в первые недели самоизоляции.

"Трудно проводить аналитику нагрузки на предприятие, из-за пандемии все перевернулось с ног на голову. Есть всплески по месяцам, от которых вообще не ждали результата. Средний чек в один месяц переваливал за 1 100 рублей, а в другой еле дотягивал до 800 рублей. Самые пиковые дни по-прежнему праздничные", – говорит Евгений.

Стремительно растет популярность сервиса "СберМаркет" по доставке еды из продуктовых магазинов. В Барнауле доступно всего три ("Лента", "Ашан" и "Метро"), в Бийске два ("Лента и "Быстроном"). Даже при таком скромном наборе, рассказывал "Алтапрессу" замуправляющего алтайским отделением "Сбербанка" Иван Шешиков, сервис растет в 10-кратном темпе в месяц.

"Грильница": ориентир на ночные смены

В сети ресторанов быстрого питания "Грильница"  в целом произошел спад объемов продаж, но при этом рост в части доставки, говорит генеральный директор Дмитрий Иванов. Трафик людей в первые месяцы пандемии, по его словам, ощутимо сместился в дома, затем пошли заказы и в офисы.

  

"Не скажу, что мы доставляем в разы больше, чем в 2019 году, – все-таки люди еще и обеднели. Но в праздники и выходные у нас по-прежнему бум. Мы пересмотрели меню в сторону бизнес-ланчей, комплексных обедов. Культура питания поменялась – люди стали чаще заказывать полноценное горячее.

Недавно мы стали доставлять еду круглосуточно не только в выходные, но вообще семь дней в неделю. Потому что мы ориентируемся еще на сотрудников госпиталей, кол-центров, который работают и по ночам", – объяснил гендиректор сети.

Средний чек в "Грильнице" составляет около 650 рублей, и он растет. В сети предполагают, что люди стали экономить на доставке (она платная) и кооперироваться.

"Мы лучше оставим прежние цены на продукты, чем будем в их стоимость вкладывать доставку. Так честнее, на мой взгляд. Хотя в следующем году, я думаю, мы будем вынуждены поднять цены. С 1 января изменится система налогообложения, и многим будет трудно", – говорит Дмитрий.

В этом году "Грильница" стала сотрудничать по доставке обедов с компаниями – как с крупными ("Альфа-Банк"), так и с "обычными работягами".

"Мы отходим от доставки сторонними организациями, в частности, "Яндекс.Еда", так как считаем, что клиент переплачивает до 30%. Нам проще работать со своими курьерами. Весной нам приходилось в том числе переформатировать работу людей – переводить их в курьеры, чтобы не сокращать", – рассказал Дмитрий Иванов.

Пиковыми месяцами по доставке еды будут традиционно декабрь и январь, считают в "Грильнице", и ограничения на проведение корпоративов в ресторанах этому только поспособствуют. 

"Место пасты": доставка стала обычным делом

Владелец ресторана "Место пасты" Евгений Кураков рассказал "Толку", что в прошлом году заведение доставляло блюда с помощью сервиса "Яндекс.Еда", а сейчас обходятся своими силами.

"Спрос на доставку очень сильно вырос. Вообще вся отрасль адаптировалась – услуга появилась даже у тех, кто никогда этого не делал. У нас же в апреле 90% заказов шли на доставку, 10% – на самовывоз. В мае эта пропорция изменилась на 70% и 30%. Сейчас, конечно, потребление в зале больше. Примерно 60% заказов делают в зале, около 15% забирают сами, остальные 25% – доставка", – говорит предприниматель.

Самые популярные блюда – пицца и лазанья. "Как и во всем мире", – отмечает Евгений Кураков.

Пиковый спрос на доставку еды из "Места пасты" пришелся на июнь. В декабре заведение чувствует себя спокойно, и запреты на корпоративы ресторан не пугают: здесь не ни караоке, ни vip-зала.

"В этом году мы, как и все, почувствовали отток гостей. Люди болеют, люди боятся. Декабрь пока кажется мне "котом в мешке". Ажиотажа нет, но брони идут. Думаю, мы все же включим в доставку часть банкетного меню", – планирует Евгений Кураков.

Velvet: первый и удачный опыт

Ресторан Velvet впервые в 2020 году попробовал доставлять заказы на дом и в офисы. Толчком для этого стал карантин.

  

"Это опыт оказался очень удачным несмотря на то, что пришлось на ходу оттачивать все нюансы. Но в итоге мы сделали удобный сервис, и гости с удовольствием им пользуются.

Пиковый спрос на доставку, как и у многих наших коллег, пришелся на период карантина. Когда стало можно посещать ресторан, гости с большой радостью вернулись к нам. И доставок стало меньше. Сейчас эти потоки выравнялись и стабилизировались", – говорит управляющий рестораном Владимир Хоменко. 

Средний чек на доставку из Velvet с учетом скидки в 15% составляет 800-1000 рублей. Ресторан не сотрудничает с агрегаторами – блюда привозят официанты.

Формат корпоративных обедов ресторану не подошел по причине того, что он предполагает подход "быстро и недорого". "У нас же действует неизменное правило: честно, качественно, вкусно", – подчеркнул управляющий.

  
Читать в полной версии ➔