Толк новости
Фоторепортажи |

Бур, боны, монтаж "трапа": как в Барнауле ликвидируют "долину смерти" на берегу Оби

Территорию разлива нефтепродуктов на берегу Барнаульского ковша обнесли забором. За ограждением работает спецтехника, бригада монтирует лестницу, а в акватории Оби развернуты боны
Читать в полной версии ➔

Владелец старой нефтебазы, грунт под которой много лет источает нефтепродукты, развернул в районе объекта масштабные работы. Какие именно, пока неизвестно. Сейчас территория под нефтебазой и пострадавший берег Оби закрыты высоким забором. Тем не менее невооруженным глазом видно, что на место заведена специальная техника, а в русле реки все еще развернуты боны для сбора нефтепродуктов. Вдобавок рабочие монтируют металлическую лестницу и ведут активную деятельность. Что происходит на территории, известной как "мертвая зона" или "долина смерти", смотрите и читайте в материале "Толка".

"Октановая" линза

Местные жители отмечают, что визуально видимые работы начались на берегу Оби (точнее, ее Ковша) весной этого года. Но сначала на высоком склоне появился металлический забор. Информационная табличка на нем гласит: "Выполнение изысканий для разработки проекта противооползневых мероприятий берега реки Оби". Подрядчик – Нижегородский институт прикладных технологий.

Заказчиком же выступает нефтяная компания "Газпромнефть-Терминал". Именно ей принадлежит старая нефтебаза на улице Карла Маркса, 124. Объект давно не работает, что, впрочем, не помешало его прошлому буквально просачиваться вместе с грунтовыми водами из толщи берега наружу, загрязняя все вокруг ГСМ. Если верить старожилам, когда-то нефтепродукты якобы можно было зачерпывать ведром из "луж".

Эксперты предполагают, что виной всему нефтяная линза, образовавшаяся десятки лет назад в глубине Обского склона. Для нефтебаз, построенных на берегах рек, случай возникновения линз нередкий. Проблема касается многих речных городов России. В их числе Улан-Удэ (Селенга), Красноярск (Енисей), Тюмень (Тура), Омск (Иртыш) и т. д.

"На нефтебазах, работающих в течение длительного времени, после эпизодических проливов нефтепродуктов, осаждения паров, образующихся при эксплуатации резервуаров, образуются так называемые "нефтяные линзы". Это грунт, насыщенный нефтепродуктами", – пояснил "Толку" в одной из бесед заведующий лабораторией водной экологии ИВЭП СО РАН Владимир Кириллов.

Эксперт тогда рассказал, что загрязнение территории Обского склона выявили еще в 1999 году. Тогда барнаульцы впервые заметили на воде радужные разводы ГСМ и ощутили характерный запах. За два с лишним десятка лет явление, с одной стороны, стало привычным, с другой — приобрело серьезные масштабы. Нефтепродукты превратили большую территорию в безжизненное пространство. Находиться здесь было сложно – в нос бил резкий запах углеводородов, а от паров кружилась голова.

Проект спасения

Настоящий резонанс проблема получила в 2021–2022 годах. Благодаря жалобам барнаульцев и регулярной огласке проблемы в СМИ и социальных сетях вопросом занялись правоохранительные и надзорные органы. Негодование высказывали не только простые горожане, но и общественники, в том числе актриса Музыкального театра Виктория Гальцева. После небыстрого выяснения всех обстоятельств и определения ответственных проблема все же сдвинулась с мертвой точки.

Весной 2023 года Алтайский краевой суд возложил ответственность за разливы на преемника предыдущих владельцев объекта – компанию "Газпромнефть-Терминал". Организацию обязали ликвидировать вред от загрязнения и рекультивировать территорию. В том же году компанией совместно с Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора была инициирована установка специализированных боновых заграждений для локализации стоков и их последующей безопасной переработки.

В ноябре 2024 года компания завершила первый этап исследований для реализации экологического проекта рекультивации территории в районе откоса и берегового склона реки Оби – эксперты изучили грунт и подземные воды, получили топографические и геодезические данные.

Тогда говорилось о том, что проект направлен на восстановление экосистемы и устранение последствий промышленных воздействий, накопленных с 1936 по 2005 год рядом с территорией Барнаульской нефтебазы. В июле этого года организация, вероятно, начала работы по промывке грунтов, как это и было анонсировано. Технология предполагала сбор и очистку на спецустановке выходящих на поверхность вод.

Параллельно владелец нефтебазы продолжает устанавливать боновые заграждения. Судя по отсутствию видимых следов нефтепродуктов не поверхности Оби, мера, скорее всего, оправдывает себя. Как рассказали в компании, боны предотвращают выход исторических загрязнений за пределы защитного контура и обеспечивают сохранность водного объекта.

Лестница в "мертвую зону"

Сейчас на территории работает трактор и буровая установка. На склоне монтируют лестницу. Узнать из первоисточника, что именно происходит на объекте, не представилось возможности – подрядчик по понятным причинам не уполномочен выдавать детали проекта, а с компанией-заказчиком оперативно связаться не удалось. От источников, знакомых с ситуацией, известно, что в районе разливов нефтепродуктов уже могли установить дренаж. Как правило, дренажные системы широко используют для очистки почвы от нефтепродуктов.

А вот для чего на крутом и высоком склоне монтируют длинную лестницу, пока остается только гадать. Не исключено, что она нужна для удобства проведения дополнительных исследований (о них также заявлял владелец нефтебазы) и других работ.

Как бы то ни было, на сегодняшний день территория визуально выглядит несколько чище, чем еще два года назад. По крайней мере в той части "мертвой зоны", которую видно из-за забора со стороны острова Побочень. Хотя с порывами ветра оттуда все еще доносится еле заметный запах нефтепродуктов.

Остается напомнить, что нефтебазу на берегу Оби (точнее, Барнаульского ковша) построили почти век назад – в 1936 году. Ее поставили вблизи реки для удобства транспортировки нефтепродуктов. Для этого на склоне установили лестницу, ее остатки сохранились, но они скрыты теперь за забором. В первоначальном исполнении она просуществовала до 2005 года. Сейчас на ее месте стоит более современный объект, который был закрыт на реконструкцию. В свое время база была одним из крупнейших нефтехранилищ Алтайского края.

Читать в полной версии ➔