От "Кощея" до "Ермака". Как кинопроизводители покоряли Алтай и что будет дальше
Не так давно стало известно о новой инициативе, призванной подстегнуть кинопроизводство в Алтайском крае – субсидиях из бюджета, на которые смогут претендовать те, кто выбрал регион в качестве съемочной площадки. Причем это не первый шаг в направлении стимулирования киноиндустрии, предпринятый краевыми властями. Так, в регионе даже создали специальную кинокомиссию. О некоторых этапах и свершениях кинематографа в крае и о его возможном будущем – в материале "Толка".
Начало векаПервые киносъемки в регионе состоялись почти 100 лет назад. В частности, на территории края в 1924 году прошла часть съемок картины "Красный газ" режиссера Григория Калабухова.
Это был немой фильм, который, увы, до наших дней не сохранился. Его сюжет повествовал о событиях Гражданской войны, которая на момент съемок только закончилась.
Первым звуковым фильмом, снятым на территории Алтайского края, стала картина режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга "Одна" 1931 года. Однако самой известной картиной первой половины XX века, где "засветился" регион, вероятно, является "Кащей Бессмертный" Александра Роу.
Часть съемок прошла в Алтайском крае, а точнее – в Тальменском районе, в окрестностях села Озерки. В районном краеведческом музее Тальменки даже существует отдельный зал, посвященный картине.
Шукшин и другие звездыСледующая веха "кинематографа по-алтайски" связана с человеком, которого знают, наверное, все жители региона. Речь, конечно же, о Василии Шукшине, писателе и режиссере. Его произведения уже вошли в фонд отечественной литературной и кинематографической классики.
Наиболее, впрочем, значимыми, стали картины "Калина красная", "Печки-лавочки" и "Живет такой парень". "Печки-лавочки" снимали именно на территории Алтайского края, неподалеку от от родных для Шукшина Сросток. Там же в наши дни проводится ежегодный кинофестиваль "Шукшинские дни". В 2023 году он пройдет с 18 по 22 июля, а в предварительную его программу уже вошло более 50 мероприятий. В рамках кинопрограммы "Снято в Сибири" кинематографисты даже смогут показать на фестивале собственные картины.
Однако только лишь на Василии Шукшине список уроженцев Алтайского края, начавших кинокарьеру еще в СССР, не заканчивается. Перечень народных и заслуженных артистов очень велик, однако самыми знаменитыми, вероятно, стали Валерий Золотухин, Алексей Булдаков и Александр Панкратов-Черный.
Наши дниУже на рубеже советской и российской эпох в Алтайском крае снимали исторический мини-сериал "Ермак", работа над которым началась в 1986-м, а закончилась в 1996 году. В камеру в этот раз попал Павловский район. Любопытно, что роль атамана Ивана Кольцо якобы даже предлагали Арнольду Шварценеггеру, однако тот отказался из-за обязательств перед продюсерами (хотя, говорят, сам проект вызвал у него большой интерес).
К слову, в 2004 году другой, также весьма известный, голливудский актер край все же посетил – Эван Макгрегор. Тот, впрочем, оказался в регионе фактически "проездом" в рамках проекта британского телевидения.
Самым свежим "крупным" проектом, съемки которого прошли на территории в том числе и Алтайского края, стал сериал "Пока цветет папоротник" и его продолжение "Беловодье. Тайна затерянной страны" режиссера Евгения Бедарева.
Больше поддержкиОднако не менее чем история важно и будущее "алтайской киноиндустрии", в особенности в свете новых инициатив властей.
"Это хороший шанс привлечь крупных кинопроизводителей [в регион]. Краевое министерство культуры, как мне кажется, делает все возможное, они приглашают продюсеров и режиссеров. Кроме того, у нас есть преимущество: Алтай – известный туристический центр", – оценил влияние на популярность региона у "киноделов" алтайский драматург Вадим Климов.
При этом, по мнению Климова, развитию региона и дальнейшей популяризации туристического бренда съемки кино пока что не дает. Все потому, что создатели, как правило, не афишируют, где находилась та или иная съемочная площадка.
По словам министра культуры Алтайского края Елены Безруковой, инициатива о субсидиях является одной из необходимых для развития киноиндустрии в регионе. Компенсации буду касаться только так называемого национального кино, то есть фильмов, соответствующих определенным прописанным в законодательстве критериям.
Кроме того, средства, возместить которые намерен кинопроизводитель, должны быть потрачены на услуги и товары краевых организаций-налогоплательщиков.
При этом краевой минкульт поддерживал кинематографистов и ранее, например в формате грантов. Однако этот механизм работает несколько иначе: для получения гранта заявка подается на создание фильма, а новые компенсации или же "ребейты" можно получить только с готовой картиной.
"Эта система не заработает моментально. Мы с вами увидим какие-то результаты, и увеличение "калибра" фильмов, которые снимают на территории Алтайского края, на протяжении предстоящих лет", – отметила Елена Безрукова.
Кстати, уже работает сайт краевой кинокомиссии. Постепенно там будут создавать базу актеров и иных специалистов, локаций для съемок и других необходимых ресурсов для производства кино.
Сейчас же, по словам министра, большинство фильмов в России снимают в столице. С точки зрения логистики край для производителей не очень удобен, в связи с чем ему и нужны меры поддержки кинематографии. И тут регион демонстрирует весьма неплохие темпы: те же кинокомиссии есть лишь в 20 субъектах Федерации, а систему компенсаций-ребейтов ввели, по данным Елены Безруковой, и вовсе около десятка.