Подпись патриарха и самый большой колокол. Как в Барнауле появился Невский собор
В Барнауле завершили строительство кафедрального собора Святого благоверного князя Александра Невского. Оно начиналось целых 30 лет назад. На днях он открыл двери для прихожан: состоялось освящение и первая литургия. Это совпало с 800-летием со дня рождения великого полководца. Кстати, здесь хранятся частички его мощей.
Но даже еще не появившись, собор успел прожить целую историю, рассказал "Толку" его архитектор, руководитель мастерской "Классика" Александр Деринг.
Первый постсоветский– Александр Федорович, почему проект собора и его долгая стройка стали эпохальными?
– Начнем с того, что это был первый храм, идея строительства которого возникла в постсоветский период. Да и вообще с момента революции 1917 года. В это время новые церкви не строили, а старые рушились.
Тогда ни у кого не было опыта проектирования культовых сооружений. И вот в 1991 году наша архитектурная группа под моим руководством выиграла интересный творческий конкурс на проект храма. На него подавали порядка пяти-семи заявок от разных коллективов, в том числе наших именитых архитекторов (Петра Анисифорова, Владимира Золотова), собралась специальная комиссия. Интересно, что не было даже технического задания как такового.
Как раз перед этим я занимался проектом реставрации Никольского храма и подробно изучал историю архитектуры церквей. Попав под влияние красивых краснокирпичных зданий, я понял, что нужно продолжить этот насильственно прерванный революционным периодом тренд – строить из красного кирпича.
Проектирование тогда велось вручную, не было никаких норм и правил в части культовых сооружений – эта тема была абсолютно новой. И я взял за основу древнерусскую систему мер: сажени, аршины. Это классические пропорции, которые прошли испытание временем.
Храм задумывался как большой ансамбль, который отчасти напоминает типичный русский монастырь с угловыми башнями, звонницей, подсобными помещениями. В целом наш проект один из немногих, который не изменялся в процессе строительства, хотя оно так долго длилось. Единственное – мы немного укрепили конструкции после землетрясения 2003 года, увеличив сейсмоустойчивость до восьми баллов.
– А почему было выбрано именно это место для храма?
– Это место тоже было уникальным на тот момент. Оно представляло собой огромный зеленый массив, простирающийся от улицы Энтузиастов до улицы Антона Петрова. По задумке, эту ось должен был замыкать вертикальный объем. Для выбора территории в мэрии даже провели отдельный конкурс.
Конечно, мы не рассчитывали, что храм будет обстроен большим жилым районом с высотными домами. Это произошло уже в процессе его создания. Но в целом сейчас купола и колокольня просматриваются со всех улиц и жилых комплексов, что тоже неплохо. Теперь ансамбль является украшением этой части города.
"Благословляю вас на этот проект"– А как начиналась и шла стройка?
– В 1991 году на Алтае с визитом побывал патриарх всея Руси Алексий II. Он освятил камень в честь закладки строительства нашего нового храма. Я держал в руках проект и увидел его добрый взгляд. Алексий спросил: "Вы автор?" Я подтвердил. Он благословил меня на реализацию и поставил подпись на проекте.
Строительство велось только на частные пожертвования, и, учитывая масштабы здания, денег часто не хватало. Стройка останавливалась, порой казалось: все, она уже никогда не возобновится. Но потом все равно каким-то чудом оживлялась.
Николай Войтович, который на тот момент был епископом Барнаульским и Алтайским, сказал мне: "Готовься, что стройка будет идти долго. Денег ты здесь не заработаешь, но хорошее место там (наверху) себе точно обеспечишь".
Его слова оказались пророческими: весь процесс занял половину моей жизни. Но на этом пути мне попадались исключительно честные, порядочные люди – бессребреники. К сожалению, не дожил до этого момента сам Николай Войтович и его сын протоиерей Александр, с которым мы построили половину храма.
Сменилось несколько бригад строительства. Особый вклад внес очень талантливый каменщик Геннадий Рожнов, без которого невозможно было бы возвести такой сложный по своей архитектуре храм, потому что он выполнен полностью из кирпича с рельефной кладкой.
Высота здания при этом внушительная – самая большая колокольная башня достигает 46 метров. Стены выложены из силикатного кирпича, снаружи облицованы красным керамическим. Цоколь облагорожен натуральными гранитными плитами, пол – мраморный.
Благодаря крупным подателям– А как появился маленький храм?
– Пока велась стройка, надо было зарабатывать какие-то деньги, вести службы, требы, поэтому было решено возвести малый крестильный храм на 400-500 человек. В его проектировании участвовал бывший главный архитектор Барнаула Сергей Боженко, а я проектировал колодец для водосвятия, колокольни, угловые башни, хозяйственный корпус. И в 1995 году все это было реализовано.
– Но его запуск не ускорил вялотекущую стройку собора?
– Не особо. Были очень трудные времена. Работы ускорились в последние лет пять-шесть. Благодаря нашему митрополиту Сергию и священнику Андрею Басову, которые привлекли серьезных подателей (спонсоров), нам удалось наконец завершить этот грандиозный проект.
В 2018-м здесь установили центральный купол, который стал самым большим церковным куполом в Алтайском крае: его диаметр около семи метров, высота вместе с крестом – почти 17, вес – порядка пяти тонн. Другие – поменьше, а всего на новом соборе семь куполов. Они выполнены под золото – по технологии вакуумного напыления нитрид-титана на нержавеющую сталь.
А еще раньше была завершена звонница, на которую подняли 12 колоколов. Самый огромный из них имеет высоту 2,5 метра, а вес – пять тонн. Он самый большой во всей Сибири.
Сейчас внутри собора еще не до конца смонтирован алтарь и убранство. Но это делается постепенно. Будут появляться новые иконы, в том числе дарственные. Я думаю, что со временем храм станет намоленным и простоит века. Ну нас точно всех переживет...
У епархии, проектировщиков и фотографов сохранилось очень много материалов об истории строительства храма, и я очень надеюсь, что у нас получится сделать какую-то выставку по этой теме. Думаю, ее следует организовать в стенах музея "Город" на постоянной основе.