Работают профессионалы. Как в Барнауле совершенствуют генплан
В Барнауле в 2022 году специалисты ООО "Гипрогор" (г.Москва) вели активную работу по подготовке поправок в генплан. Его новая версия будет рассчитана до 2040-го. Для более эффективного результата в городе создана экспертная группа из руководителей профильных комитетов, представителей региональных ведомств, архитектурного сообщества, строительных, ресурсоснабжающих организаций, депутатов.
В мэрии систематически проводятся заседания рабочей группы с участием подрядчиков, где обсуждаются промежуточные итоги, рассматриваются конкретные предложения, проблемные вопросы и пути их решения. "Толк" опросил экспертов, как они оценивают процесс корректировки генплана и каким видят развитие Барнаула.
Глубокая проработкаДепутат городской Думы Вячеслав Перерядов отметил: самое главное, что эта работа ведется. В ней участвует экспертное сообщество, которое разбирается в градостроительных вопросах и урбанистике. Осмысливаются все направления: комплексная застройка, зеленый каркас, сохранение лесных зон, развитие парков.
"Есть ряд триггерных вопросов, например, частный сектор. Они тоже обсуждаются. Также, я поднял тему развития инфраструктуры водного транспорта, которому ранее не уделяли внимание. Хотя в этом году у нас по реке перевезено более 1,2 млн тонн грузов, что является рекордным показателем с 1990-х годов. Тем самым мы разгружаем автомобильные дороги. Поэтому разработчики учли предложения, и внесли порты на карту", – говорит эксперт.
Он считает, что генплан — это стратегический документ и невозможно сделать такой, которым были бы довольны все. Но есть механизм, который позволяет вносить точечные изменения. И им уже не раз пользовались.
"На сегодня досконально проработаны функциональные зоны. Следующий этап — это правила застройки и землепользования. В ходе него уже предполагается расшифровка и детализация тех направлений, которые заложены в генплане. Я думаю, к завершению это будет проработанный документ, отражающий сегодняшние реалии и перспективы развития. А не сырой, как мы говорили о прошлой версии генплана", – добавил депутат.
Он также отметил, что сейчас для Барнаула очень актуален вопрос дорожно-транспортной инфраструктуры. И важно, что по этому направлению проводятся отдельные встречи рабочей группы. На них обсуждаются масштабные проекты, такие как развязка в районе железнодорожного вокзала, объездная дорога и прочие.
Участвуют строители и архитекторыГенеральный директор компании "Жилищная инициатива" Юрий Гатилов также отмечает, что это очень нужное и важное мероприятие. И в данном случае выполняется настолько большой объем работы, что, по сути, можно считать не просто поправками, а созданием нового генплана.
"Союз строителей и СРО "Алтайские строители" вносят многочисленные предложения для развития территорий общего пользования, жилой застройки, промышленного каркаса города. Это освоение правых берегов Оби и Барнаулки, полуострова Побочень, развитие в сторону аэропорта, Змеиногорского тракта, реконструкция дороги по ул. Промышленной с переходом вдоль берега Оби, соединяющим новый мост со старым, и прочие предложения. Это наши серьезные проработки. Мы вносим предложения, а стройкомитет их рассматривает и отсылает генпланистам", – говорит эксперт.
Обновленный генплан должен стать более эффективным и качественным. Потому как, отмечает Гатилов, сейчас в рабочей группе много экспертов из разных сфер, депутатов, которые представляют интересы граждан.
"В прошлый раз при создании генплана к работе не привлекали строительное и архитектурное сообщества. Теперь мы имеем возможность участвовать в обсуждениях, вносить свои идеи", – пояснил застройщик.
Он также убежден, что этот документ вообще должен обновляться каждые полгода. Эксперт предлагает создать при строительном комитете специальную проектную группу, которая бы постоянно занималась актуализацией генплана: собирала заявки от заинтересованных лиц, рассматривала и прорабатывала их.
"В Казани, Екатеринбурге и других крупных городах такая практика уже есть, там даже созданы целые институты развития. Они ведут непрерывную работу с генпланами, и видны результаты", – говорит Юрий Гатилов.
Есть контактБарнаульский архитектор Петр Анисифоров работает в градостроительной сфере с 1981 года, в его практике десятки генпланов, но он отмечает, что такого продуктивного диалога разработчиков и заказчиков еще не было.
"Идет работа. Идет профессионально, учитываются мнения архитекторов, общественности, городской администрации. Контакт с авторами из "Гипрогора" очень хороший. И он необходим. Ведь в их работу входит рассмотрение всех проблем города. При этом надо учесть социальные и экономические возможности, территориальные особенности, природные условия местности. Важен адресный подход, потому что каждый город своеобразен и уникален", – говорит эксперт.
Он отмечает, что никаких революционных идей здесь быть не может, должны приниматься только разумные взвешенные решения, от которых будет комфортно жителям и инвесторам. А это целый комплекс сложнейших задач. Но рабочая группа пока успешно с ними справляется.
"При этом авторы должны проанализировать, просчитать и предусмотреть какой-то вариант развития на перспективу. Это и культурное наследие, и снос аварийных зданий и еще миллион вопросов. Ведь генплан – важнейший документ для города. Только он позволит вести освоение будущих территорий поэтапно, приоритетно, гармонично и в одной концепции", – поясняет Анисифоров.
Год назад в рамках реализации второго этапа изменений генплана Барнаула комитет по строительству, архитектуре и развитию подписал муниципальный контракт с Российским институтом градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" (г. Москва) на выполнение научно-исследовательской работы. Подрядчик должен сформировать решения для обеспечения комплексного социально-экономического и пространственного развития города, создания комфортных условий для проживания населения, улучшения инвестиционного климата. Для этого требуется внесение изменений в генплан, разработка Правил землепользования и застройки, программ комплексного развития социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур города. Необходимость подготовки градостроительной документации связана с реализацией федеральных, государственных и муниципальных программ, установлением границ приаэродромной территории и других зон, ограничивающих застройку, а также определением земельных участков для комплексного развития территорий и реализации нацпроекта "Жилье и городская среда", вовлечением в градостроительный оборот земель иных категорий.