"Разрухе не быть": архитекторы против закрепления "деревни" в генплане Барнаула
Барнаульские архитекторы против того, чтобы частный сектор в ряде территорий города укрепил свои позиции в новой версии генерального плана. Это не позволит заложить мощные проекты вроде строительства автомобильного тоннеля под ж/д путями, сформировать красивый и современный вид транспортных магистралей, например, ул. Северо-Западной. Проблему обсудили 25 ноября в администрации города. "Толк" пообщался с некоторыми участниками встречи.
Напомним, новая версия генерального плана города проходит процедуру согласования. В том числе мэрия запустила общественное обсуждение, где горожане могли высказать свои пожелания. Одно из них – отказаться от зоны Ж1 (многоэтажная застройка) в районе ул. Северо-Западной и вернуть там прежнюю Ж4 (индивидуальная застройка).
Непарадный вид парадных магистралейС такой позицией не согласны профессиональные архитекторы. Руководитель творческой мастерской "Призма" Наталья Кан считает, что частный сектор как минимум вдоль магистральных улиц обязан уступить место многоэтажной застройке. Она подчеркнула: зона Ж1 не запрещает людям жить в своих частных домах столько, сколько они хотят. Никаких обязательств на них не накладывается. Но "отрезать" возможность для обновления территории нельзя.
"Северо-Западная – одна из магистральных улиц Барнаула, столицы Алтайского края. Такие улицы создают для гостей и его жителей определенный визуальный ряд, формируют представление о городе как таковом. Это наше лицо, наша парадная одежда, – прокомментировала Наталья Кан "Толку". – Мы же радуемся, когда гуляем по пр. Ленина. И гордость берет за свой город, который гости часто сравнивают с Питером. Это греет сердце, и мы должны двигаться в этом направлении".
Архитектор настаивает: хотя бы вдоль магистралей Барнаула должны появляться высотные акценты, общественная застройка, скверы или мини-парки, кафе, магазины, зоны развлечений.
"Если развивать такую интересную и привлекательную структуру, будет хорошо. А если зона Ж4 закрепится, мы с вами вообще ничего сделать не сможем. Просто будем ждать, когда это все разрушится. А потом мы скажем: "Слушайте, что-то делать надо. Разруха не должна тут быть"", – подчеркнула Наталья Кан.
Инвестиции в песок?Ее позицию разделяют и другие архитекторы. Эксперты обращают внимание, что в строительство крупных магистралей и сопровождающих их инженерных сетей инвестированы большие средства. Эти пути прокладывались на далекую перспективу, с расчетом, что частный сектор с его невысокой плотностью населения когда-то сменит высотная застройка.
Такие планы очевидны при строительстве Змеиногорского тракта на Горе, занятой преимущественно частным сектором, поселка Осипенко за ж/д путями и других локаций.
"Надо понимать, что генеральный план – это документ стратегического планирования. Он на будущее. Он говорит: когда-нибудь будет вот так. И эта возможность должна быть документально подтверждена", – резюмирует Наталья Кан.
Не запрещайте развиватьсяСитуацию со сменой зон застройки в городе "Толку" прокомментировал и главный архитектор Алтайского края Виктор Четошников:
"Изменение функциональных зон – индивидуальной застройки на многоэтажную – это естественный процесс в развитии любого города. При этом Градостроительный кодекс не содержит норм, обязывающих определять функциональные зоны в генеральных планах в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее изменение в будущем".
По мнению Виктора Четошникова, Барнаул должен иметь перспективу развития и это следует фиксировать в градостроительных документах. Например, часть поселка Осипенко необходимо выводить из зоны индивидуальной застройки, чтобы реализовать положения генплана по строительству транспортного туннеля под ж/д путями и магистральных подходов к нему для связи северо-западной и центральной частей города.
"Понятно, что строительство тоннеля – это далекая перспектива. Но резервировать территории для планируемой улично-дорожной сети и определять застройку городских магистралей необходимо уже сейчас. Иначе не исключено, что завтра участки в створе пр. Красноармейского может выкупить девелопер и построить капитальное здание. Это поставит крест на перспективе города, на решении очень важной транспортной проблемы", – иллюстрирует вопрос Виктор Четошников.
Отметим, что 26 ноября завершилась процедура подачи замечаний в проект генплана развития Барнаула. Их оценят и те, что окажутся целесообразными и законными, направят разработчикам, чтобы они внесли коррективы.
Наталья Кан говорит: люди, которые разрабатывают генеральный план, должны руководствоваться своими профессиональными знаниями и навыками:
"Застройка города подвержена определенным правилам и канонам, давно пережитым мировым опытом их развития. Поэтому я считаю, что именно профессиональные знания должны руководить разработчиками".