В ближайшее время Барнаул должен получить генеральный план, который ляжет в основу его развития на несколько лет вперед. Но всем интересантам документ угодить не смог
Барнаульские архитекторы против того, чтобы частный сектор в ряде территорий города укрепил свои позиции в новой версии генерального плана. Это не позволит заложить мощные проекты вроде строительства автомобильного тоннеля под ж/д путями, сформировать красивый и современный вид транспортных магистралей, например, ул. Северо-Западной. Проблему обсудили 25 ноября в администрации города. "Толк" пообщался с некоторыми участниками встречи.
Напомним, новая версия генерального плана города проходит процедуру согласования. В том числе мэрия запустила общественное обсуждение, где горожане могли высказать свои пожелания. Одно из них – отказаться от зоны Ж1 (многоэтажная застройка) в районе ул. Северо-Западной и вернуть там прежнюю Ж4 (индивидуальная застройка).
Непарадный вид парадных магистралей
С такой позицией не согласны профессиональные архитекторы. Руководитель творческой мастерской "Призма" Наталья Кан считает, что частный сектор как минимум вдоль магистральных улиц обязан уступить место многоэтажной застройке. Она подчеркнула: зона Ж1 не запрещает людям жить в своих частных домах столько, сколько они хотят. Никаких обязательств на них не накладывается. Но "отрезать" возможность для обновления территории нельзя.
"Северо-Западная – одна из магистральных улиц Барнаула, столицы Алтайского края. Такие улицы создают для гостей и его жителей определенный визуальный ряд, формируют представление о городе как таковом. Это наше лицо, наша парадная одежда, – прокомментировала Наталья Кан "Толку". – Мы же радуемся, когда гуляем по пр. Ленина. И гордость берет за свой город, который гости часто сравнивают с Питером. Это греет сердце, и мы должны двигаться в этом направлении".
Архитектор настаивает: хотя бы вдоль магистралей Барнаула должны появляться высотные акценты, общественная застройка, скверы или мини-парки, кафе, магазины, зоны развлечений.
"Если развивать такую интересную и привлекательную структуру, будет хорошо. А если зона Ж4 закрепится, мы с вами вообще ничего сделать не сможем. Просто будем ждать, когда это все разрушится. А потом мы скажем: "Слушайте, что-то делать надо. Разруха не должна тут быть"", – подчеркнула Наталья Кан.
Инвестиции в песок?
Ее позицию разделяют и другие архитекторы. Эксперты обращают внимание, что в строительство крупных магистралей и сопровождающих их инженерных сетей инвестированы большие средства. Эти пути прокладывались на далекую перспективу, с расчетом, что частный сектор с его невысокой плотностью населения когда-то сменит высотная застройка.
Такие планы очевидны при строительстве Змеиногорского тракта на Горе, занятой преимущественно частным сектором, поселка Осипенко за ж/д путями и других локаций.
"Надо понимать, что генеральный план – это документ стратегического планирования. Он на будущее. Он говорит: когда-нибудь будет вот так. И эта возможность должна быть документально подтверждена", – резюмирует Наталья Кан.
Не запрещайте развиваться
Ситуацию со сменой зон застройки в городе "Толку" прокомментировал и главный архитектор Алтайского края Виктор Четошников:
"Изменение функциональных зон – индивидуальной застройки на многоэтажную – это естественный процесс в развитии любого города. При этом Градостроительный кодекс не содержит норм, обязывающих определять функциональные зоны в генеральных планах в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее изменение в будущем".
По мнению Виктора Четошникова, Барнаул должен иметь перспективу развития и это следует фиксировать в градостроительных документах. Например, часть поселка Осипенко необходимо выводить из зоны индивидуальной застройки, чтобы реализовать положения генплана по строительству транспортного туннеля под ж/д путями и магистральных подходов к нему для связи северо-западной и центральной частей города.
"Понятно, что строительство тоннеля – это далекая перспектива. Но резервировать территории для планируемой улично-дорожной сети и определять застройку городских магистралей необходимо уже сейчас. Иначе не исключено, что завтра участки в створе пр. Красноармейского может выкупить девелопер и построить капитальное здание. Это поставит крест на перспективе города, на решении очень важной транспортной проблемы", – иллюстрирует вопрос Виктор Четошников.
Отметим, что 26 ноября завершилась процедура подачи замечаний в проект генплана развития Барнаула. Их оценят и те, что окажутся целесообразными и законными, направят разработчикам, чтобы они внесли коррективы.
Наталья Кан говорит: люди, которые разрабатывают генеральный план, должны руководствоваться своими профессиональными знаниями и навыками:
"Застройка города подвержена определенным правилам и канонам, давно пережитым мировым опытом их развития. Поэтому я считаю, что именно профессиональные знания должны руководить разработчиками".