Мастер на все руки. Фирма "АРИСТО ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ" преображает школы и дороги
Алтайское многопрофильное предприятие "АРИСТО ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ" берется за сложные и малорентабельные госзаказы, от которых другие фирмы часто отказываются. Благодаря грамотным бизнес-процессам, коллективу компании вот уже 20 лет удается ремонтировать школы, больницы, инженерные коммуникации и объекты благоустройства.
Директор предприятия Дмитрий Ишутин рассказал "Толку", как в современных реалиях у него получается обеспечивать работой большой штат, постоянно расширять перечень услуг, который пополняется чуть ли не с каждым новым проектом, и иметь некоторую рентабельность.
От компьютера к стройке"На рынке я работаю с 1998 года, сначала окончил политех и занимался компьютерной техникой. Иногда при поставке и отладке сетей требовалось проводить ремонтные работы, чтобы заделывать разрушения после прокладки коммуникаций. Пришлось вводить строительное подразделение", – рассказывает Дмитрий Ишутин.
Заказчики заметили, что "компьютерщики-сетевики" неплохо делают ремонты, и начали предлагать им подработку, отдавая под отделку целые помещения. Благодаря этому данное направление в фирме стало стремительно развиваться. К тому моменту компьютеры и сетевое оборудование продавались во всех магазинах, данные услуги стали невостребованными, а строительство, наоборот, приносило все больше прибыли.
"Мы занимались в основном социальными учреждениями. Участвовали в текущих и капитальных ремонтах во многих школах Барнаула. Заходили и в детские сады, больницы, администрации. Наряду с этим появлялись и коммерческие заказы: строили магазины, частные коттеджи, участвовали в реконструкции нефтебазы под Новосибирском", – вспоминает бизнесмен.
Госзаказы как поиск новых проектовКомпания с самого создания стала наиболее активным участником государственных программ. В рамках проекта "Возрождение сельской культуры" в этом году работники фирмы капитально отремонтировали ДК в селе Приобском Быстроистокского района. А в Верх-Ануйском и Хлеборобном сделали центральные площади из брусчатки уже в рамках другой госпрограммы по развитию села.
Также реконструировали памятник в самом Быстром Истоке и попутно сделали новое крыльцо районной администрации. Ранее участвовали в программах "Реконструкция школьных пищеблоков" , "Реконструкция школьных спортзалов", "Перевод начальной школы на односменное обучение".
"Потом мы занялись и дорожным строительством, участвуя в программе "Безопасные и качественные автодороги", но не напрямую, а в роли субподрядчика. Причем на многих объектах мы устанавливаем бортовые камни, строим тротуары и прокладываем ливневую канализацию – то, что не любят делать сами дорожники. Это нудный, кропотливый и малооплачиваемый труд, за который никто не берется", – говорит Ишутин.
Из наиболее крупных объектов, которые выполнены за последние годы, он отмечает ул. Советскую, где появились новые бортовые камни, а разномастное покрытие тротуаров заменили на покрытие из брусчатки. Также фирма участвовала в реконструкции улиц Мамонтова, Ползунова, Северо-Западной, введении в эксплуатацию нового участка улицы Солнечная Поляна, который связал ул. Энтузиастов и Павловский тракт.
"Сейчас мы участвуем во многих электронных аукционах по ФЗ №44-ФЗ, куда не хотят заходить мелкие застройщики, потому что нерентабельно, а крупные, потому что им это не интересно. В нынешнем году треть, если не половина всех госконтрактов, была расторгнута. А это штрафы и занесение в реестр. У меня пять знакомых небольших строительных организаций закрылись. А страдают от этого сами школы, детсады, больницы", – с сочувствием говорит собеседник.
Прибыльный объект покрывает убыточныйВ госзаказах в последнее время слишком много проблем – из-за несовершенства механизма работы по контрактам и роста цен на стройматериалы рентабельность некоторых объектов стала нулевой, а в лучшем случае достигает 15%. В то время как в коммерческих – все 20-25%.
Из минусов также не ежемесячная оплата, а полный расчет через несколько месяцев (или даже лет) после приемки. Кстати, сейчас, по словам собеседника, у него больше коммерческих заказов. Число государственных резко снизилось еще и в связи с ковидом. Вот уже полтора года не ведутся работы в медучреждениях: во многих установлены красные зоны и подрядчиков туда просто не пускают – сейчас не до ремонтов.
"Мы иногда забираем провальные аукционы, особенно на социальных объектах и чаще в селах. Им хочется помогать, особенно тем, кто болеет за свои школы. Я сам вырос в Топчихе, знаю, как выделяется финансирование на муниципальные объекты. В то же время у нас много частных коммерческих заказов", – говорит Ишутин.
Предприятию поступают предложения от тех, кому оно оказало услуги, и клиенты остались довольны. Приходят по рекомендациям и новые заказчики. Причем не только из Алтайского края, но и других регионов Сибири. И получается, что часто заработок на одном объекте компенсирует убыток на другом. Это и помогает выполнять такую важную для всего региона работу, удерживаясь на плаву.
Вместо "тепловиков"В какой-то момент компания начала участвовать в ремонте коммунальных объектов: газовых сетей, водопроводов, канализации, теплопунктов. Как ни странно, способствовали этому власти, которые решили: на всех участках реконструируемых дорог надо заодно менять и все коммуникации, чтобы потом не возвращаться к этому объекту и не вскрывать новый асфальт.
"Поэтому, когда проводилась реконструкция пр. Красноармейского, мы перекладывали ливневую канализацию на пересечении с ул. Гоголя, прокладывали резервные трубы для электрических кабелей, защищали существующие кабели футлярами.
А при строительстве третьего Малаховского кольца у "Ашана" и вовсе меняли теплотрассу. Тепловики были в шоке: она подконтрольная РОСТЕХНАДЗОРУ, трассу без специальных разрешений вообще трогать нельзя. Поэтому мы параллельно оформляли технологию сварочного производства, переобучали сварщиков на технологии НАКС. Но сделали и запустили этот участок", – вспоминает руководитель компании.
С этим опытом предприятие стали приглашать и на другие участки замены теплотрасс. Работая рядом с ТЦ "Метро", специалисты увидели ЖК "Матрешки" и предложили застройщику сделать благоустройство двора. Тем более что дорожники не хотят этим заниматься: там тесно, много трудностей со смежниками на площадке, девелоперы стараются экономить и просят большие скидки. В результате силами подрядчика здесь уже обустроена прилегающая территория многих новостроек.
"А так как мы еще и занимаемся инженерными сетями, то на последнем объекте взяли на себя выполнение наружных электрических сетей, освещения и сети ливневой канализации. Также установили фонари, ну и на уложенном нами асфальте разметку нарисовали и парковочные знаки поставили. То есть забрали по максимуму все работы и таким образом существенно увеличили сумму контракта", – делится секретом успешного бизнеса собеседник.
Живем под дорогойБольшое количество заказов он, кстати, объясняет легко. Его фирма мало того что охотно берется за самую сложную работу любого профиля, так еще и устанавливает приемлемые для заказчика цены, а при необходимости предоставляет рассрочку оплаты. Еще одно конкурентное преимущество – высокое качество, отмеченное клиентами. Оно достигается за счет эффективных материалов, современных технологий, высокопроизводительного оборудования и профессиональных кадров.
Всего в штате постоянно трудятся 11 работников, большинство из них – с самого основания. А на заказы руководство привлекает мобильные бригады. В зависимости от масштаба объектов и цены контракта их численность иногда достигает 100 человек одновременно на разных площадках. И им порой приходится работать в крайне сложных условиях.
"Недавно завершили подземный пешеходный переход на трассе Новосибирск – Ташанта в селе Озерки. Очень важный объект – аварийный участок. Наши рабочие трудились чуть ли не круглосуточно. Работа была связана с многими погодными, но самое страшное – с организационными трудностями. Люди работали в сложнейших условиях, почти полгода (в том числе и вся зима) на обочине трассы в жару, дождь и в морозы", – вспоминает директор предприятия.
Одним бригадам приходится все время ездить на удаленные объекты, другим жить прямо там в вагончиках, по несколько месяцев не видясь с семьей. И несмотря на все эти трудности, сотрудники добросовестно и оперативно выполняют все обязательства. Как и на пешеходном переходе в Озерках, который высоко оценили власти.
"Вообще, работая на условиях субподряда, надо быть готовыми к тому, что все выполненное на объекте припишут генподрядной организации, субподрядчики чаще всего не упоминаются при сдаче объектов. Поэтому мы часто бываем в тени, даже притом что выполнили очень сложные и важные работы. Но интересно, что и в таких условиях все равно находятся люди, которые оценивают именно нас", – говорит Ишутин.
Курс на строительство высотокВ настоящее время в работе у компании – десяток разных заказов: от мелкого ремонта в администрации Центрального района Барнаула до строительства гостиницы для механизаторов в Кытманово. Здесь был клуб, который разобрали на запчасти, оставив только стены. Сейчас они превращаются в новое здание.
В ближайшем будущем фирма намерена продолжить работу во всех действующих направлениях и опять освоить новое. Так, в связи с изменением механизма ценообразования по госконтрактам директор опять хочет активно заявляться на новые аукционы, продолжить работу по проекту "Безопасные и качественные автодороги", участвовать в создании благоустройства современных кварталов города.
Но есть и более грандиозные планы – выйти на крупные стройки многоквартирного высотного жилья. Компанию уже пригласил в качестве генподрядчика один застройщик, который начинает возведение пятиэтажки в центра Барнаула. Вместе с тем "АРИСТО ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ" хочет попробовать и самостоятельно построить какое-то здание, взяв участок в одном из близлежащих районов края.
"То есть планируем подняться на ступеньку выше и уже заниматься не только ремонтами, но и капитальным строительством. В принципе, учитывая огромный опыт, внимание к деталям, желание браться за работу и выполнять ее с душой, я уверен, что у нас получится", – с оптимизмом говорит бизнесмен.