"Это что, гуманно?!": главы и депутаты настаивают на эвтаназии бродячих собак
Госдума, вероятно, не одобрит усыпление бездомных собак, следует из заявления депутата Владимира Бурматова "Известиям". Хотя многие регионы буквально взывали к тому, чтобы им такую возможность вернули и напрямую указывали: "гуманизм" в этом вопросе привел к тому, что бродячие животные расплодились и стали агрессивнее. Вернуть возможность усыпления просил и Алтайский край, ситуацию в котором глава профильного комитета краевого парламента Сергей Серов назвал критической.
По словам Бурматова, парламент учтет мнение ученых из РАН, которые пришли к выводу, что эвтаназия неэффективна в борьбе с популяцией, а должна использоваться стерилизация. Депутат также подчеркнул, что усыпление животных "противоречит гуманистической концепции закона".
"Слава богу, никого не загрызли""До 2020 года мы работали по другим правилам – была эвтаназия", – рассказал Владимир Самодуров, глава ветеринарного управления края на встрече с краевыми и местными депутатами. Он рассказал, что если в 2016-2019 годах в регионе отлавливали и усыпляли по 5-6 тыс. собак, то в 2020-м и 2021-м – лишь по 1,8 тысячи.
"Закон уже сейчас дает право усыплять травмированных и больных собак. Но в Барнауле усыплена одна собака. Одна! 3,3 тысячи отловили, одну усыпили. Мы приехали в приют – полные клетки собак. У одних передних лап нет, у других – задних. Это что, гуманно?!" – говорил Сергей Серов на этом же совещании.
При этом он дал понять, что в других приютах края предоставленной законом возможностью пользуются более часто.
"А ведь проблема стоит очень остро. Слава богу, еще никого не загрызли, как в других регионах", – горячился Серов.
Он считает, что нужно ввести эвтаназию для собак, проявляющих немотивированную агрессию:
"А под эту марку вы все понимаете, что можно делать. Все зоозащитники нас поддерживают в этом плане. Если на одной чаше весов жизнь и здоровье человека, а на другой – собака, то, наверное, первая перевешивает. Это в Конституции записано. И все регионы согласны – нужно применять эвтаназию. Как делают в других странах? Поймали, десять дней прошло – не забрали? Всё, до свидания! И мы так должны делать".
Однако представители с мест подчеркнули, что степень агрессивности в этом случае должен кто-то определять. Серов предложил это делать управлению ветеринарии. Самодуров пообещал обдумать этот вопрос: "Должен быть кинолог. Но у нас его нет. Продумаем, как это сделать".
Но в целом многие муниципалитеты поддерживают идею эвтаназии. Виктор Косач, глава Новичихинского собрания депутатов, рассказал, что на выделенные деньги в районе выловили 13 собак.
"Но от жителей поступают жалобы, так как животных не становится меньше, их число только увеличивается. Хотелось бы, чтобы было не больше денег, а меньше собак. Нужны конкретные меры: строительство больших приютов, где бы собаки оставались. Я целиком поддерживаю инициативу об исключении возврата в естественную среду и введении эвтаназии. Это будет самая действенная мера", – сказал Косач.
Против эвтаназии выступает руководитель барнаульского приюта "Ласка" Софья Куликова, потому что видит источник проблемы в другом – бродячие собаки, подчеркивает она, не с неба падают, их выгоняют люди, поэтому даже если сейчас усыпить всех собак, через некоторое время на улицах все равно появятся другие, брошенные другими хозяевами.
"Сейчас меры похожи на вычерпывание воды из дырявой лодки вместо того, чтобы заделать пробоину", – считает Куликова.
Никто не хочет ловитьСейчас приюты, выигравшие конкурсы, объявленные администрациями городов и районов, по закону должны отловить бездомное животное, стерилизовать его, вакцинировать, передержать три дня и выпустить обратно "в среду".
Депутат от Локтевского района Павел Митрофанов приводил пример: в прошлом году на выделенные из бюджета деньги – 129 тысяч рублей – отловили и стерилизовали 17 животных.
"А через 45 дней этих собак доставили к нам и выпустили. Думаете, они стали менее агрессивными? Их в приюте кормили по часам, еду добывать было не нужно. Тут они сбились в две стаи. А содержание каждой собаки обошлось в 7,5 тысячи рублей".
В этом году цена одной "головы" возросла до 8,2 тысячи рублей. Но этот рост, рассказывала ранее Софья Куликова, все равно ничего глобально не изменит, потому что нужно пересматривать тарифы. Сейчас на отлов собаки отводится 716 рублей, а на стерилизацию 1 129 рублей. А в любой частной ветклинике, по ее словам, это будет стоить шесть-семь тысяч.
Но даже выделенные деньги, мягко говоря, не решают задачи.
"Нам говорят: "Мы же выделили вам деньги, почему не отыгрываете?" Содержание одной собаки стоит семь тысяч рублей. Нам выделяют 25 тысяч, то есть это максимум три-четыре собаки. Но дело даже не в этом. Я пять раз уже выходил на торги за один год! Никто не выходит. Желающих не было, даже когда нам выделяли 92 тыс. рублей на отлов. А отстреливать мы больше не имеем права. Попробуй я это сделать – сразу стану главным живодером на планете", – говорит Пластеев.
В итоге в 37 муниципалитетах края в прошлом году вообще не занимались проблемой бродячих собак, потому что не было подрядчиков, готовых за это взяться.
Нужно строить большие приютыТем более что создавать такие приюты – та еще головная боль: требования к ним очень жесткие, а содержание обходится дорого, так как предполагает определенные нормы освещения, подведения воды, тепла и т. д.
Пластеев считает, что "не надо выдумывать велосипед", а следует создать пять межмуниципальных приютов на край, выделить один раз на это 100 млн рублей, а потом привлекать, по аналогии с "мусорными" регоператорами, подрядчиков для их управления.
Идею крупных приютов поддерживал и спикер АКЗС Александр Романенко: "В других регионах есть примеры, когда строятся межтерриториальные центры. Если бы нам создать приюты хотя бы по крупным округам – Бийскому, Славгородскому, то мы бы смогли сдвинуть эту тему с мертвой точки".
Эта идея не нова. Ее продвигали еще несколько лет назад в прошлом созыве АКЗС. Борис Трофимов, возглавлявший тогда комитет по местному самоуправлению, объясняет: в тот раз не хватило правовой базы – даже на федеральном уровне не было такого понятия, как "приют", и требований к нему. Позже нормативная база появилась, но решение так и не приняли.
Не в последнюю очередь – из-за стоимости создания таких приютов. "Я сейчас читаю, что цена вопроса – 10-15 млн рублей за один объект. Но это не так. Мы же просчитывали – это миллионов 50 минимум, так как там очень жесткие требования по температуре, влажности и прочему", – рассказал Трофимов.
Сейчас власти края просят на создание приютов дополнительного финансирования от Федерации и предлагают варианты государственно-частного партнерства.
Однако финансовые препятствия – не единственные.
"Столкнулись еще с одной проблемой. Появился инвестор – а землю не можем найти. Почему? Потому что земля разыгрывается через аукцион. А если строить возле Барнаула? На торги "денежные мешки" пойдут, и мы со своим приютом зависнем", – рассказал Серов.
"Это вам не город"В результате и малого финансирования, и предложенных законом мер борьбы, настаивает Серов, сокращение поголовья идет очень медленно. По данным управления ветеринарии, сейчас в крае чуть более 11 тысяч безнадзорных животных, но летом их число уменьшится до четырех-пяти тысяч – селяне просто привяжут своих собак. "За последние два года в среду обитания после стерилизации выпустили 1,7 тысячи животных, то есть еще "подлили" к общему числу", – сказал Самодуров.
Специфику сельской ситуации подтверждает глава Залесовского округа Александра Пластеев:
"В деревнях ситуация отличается от городской. У нас ребенок зимой пошел в школу с собакой. Зимой обычно хозяева отпускают собак побегать. Другой ребенок сделал так же. И вот у школы они встречаются. Когда собаки поодиночке, это одна история, а когда собирается стая – начинаются проблемы. Мы уже неоднократно говорили жителям: вы просто собак привяжите и проблемы не будет".
Главы считают, что в целом отлов бродячих собак нужно передавать на краевой уровень – около 40 руководителей городов и районов написали соответствующие обращения в краевой парламент. Но Сергей Серов на недавнем совещании подчеркнул, что заниматься этой проблемой должны власти на местах.
А власти края, в свою очередь, помогут перераспределять средства – если один муниципалитет не освоит выделенные ему бюджетные деньги на отлов собак, их смогут передать другому. Такую поправку в закон депутаты приняли на февральской сессии.
Однако Борис Трофимов сомневается, что к этому процессу не возникнет вопросов у прокуратуры.
С 16 млн до 32 млн рублей вырастет объем средств, предусмотренных в 2022 году на отлов и содержание бездомных животных. Что предлагал АКЗС депутатам Госдумы? Ввести эвтаназию для бездомных собак, проявляющих немотивированную агрессию, если животному не найден новый владелец в течение месяца. Ужесточить штрафы за оставление животных на улице. Ввести обязательное чипирование домашних животных. Исключить требование возврата бездомных животных из приютов на прежние места обитания.