Пятое колесо. Как барнаульские перевозчики переживают последствия санкций
Экономические санкции и скачущий курс "вечнозеленой" валюты отразились на множестве сфер жизни российского общества. Не обошли стороной проблемы и общественный транспорт: многие барнаульские пассажироперевозчики бьют тревогу из-за того, что издержки на содержание автобусов очень серьезно выросли и продолжать работать в таких условиях становится невыгодно. Что происходит в этой отрасли, какие выходы из сложившейся ситуации видят перевозчики и что в новых обстоятельствах предпринимают городские власти, выяснял корреспондент "Толка".
Цены вверхНе все представители отрасли охотно готовы рассказывать о том, как она справляется с последствиями. Однако те, кто все же делится собственной оценкой, рисуют очень мрачную картину.
По словам предпринимателя Антона Еньшина (его автобусы ездят, например, по маршрутам № 41 и 78), цены на импортные автомобильные масла и запчасти подскочили, причем очень значительно.
На некоторые запчасти рост стоимости составляет до 80% (а где-то даже и выше). Причем, по словам Еньшина, поставщики чуть ли не каждый день переписывают ценники. А объясняют они это в основном курсом доллара. Однако после того, как валюта вернулась к своей досанкционной величине, основным доводом стали транспортные проблемы и разрыв логистических цепочек. Что вызывает у предпринимателя подозрения в том, что и курс доллара, и усложнение логистики могут быть лишь прикрытием для спекуляции.
Основным же способом как-то остаться на плаву в нынешних обстоятельствах Еньшин видит именно повышение стоимости проезда. Хотя теоретически другие инструменты существуют.
"Якобы в других регионах есть такая практика, когда администрации субсидируют перевозчикам процентную ставку по лизинговым договорам на автобусы. Но у нас такой практики, к сожалению, нет", – сообщил Еньшин.
Однако просто взять и внедрить этот инструмент в Барнауле не получится: деньги на субсидию нужно заложить в бюджет и согласовать с городскими депутатами. Хотя помощь с лизинговыми выплатами могла бы очень серьезно помочь перевозчикам.
Что же касается цен на рынке запчастей и масел, то они, по мнению, Еньшина будут держаться до тех пор, пока кто-то не начнет поставлять на этот рынок товары по адекватной цене. Взывать к совести поставщиков, как считает предприниматель, бессмысленно.
Ни шагу назадВпрочем, желаемого повышения тарифов, по всей видимости, в ближайшее время не будет. Об этом "Толку" сообщили в администрации Барнаула. Цены уже повышали в декабре 2021 года, и теперь утвержденный тариф должен, согласно законодательству, действовать как минимум год.
Об этом же в ходе пресс-конференции 30 марта рассказал и мэр алтайской столицы Вячеслав Франк. По его словам, власти города договорились с перевозчиками: тарифы можно обсуждать раз в год.
Однако он отметил, что в случае с общественным транспортом в ценообразовании "популизм победил трезвость": до декабря 2021 года тарифы не менялись два года, в то время как все остальные ценники росли. А помощь перевозчикам уже оказывают.
"Сегодня получается, что, выходя на конкурс, пассажироперевозчик получает не ту стоимость из бюджета (…) и у него происходит кассовый разрыв между сбором денег и себестоимостью проезда. Город старается найти золотую середину [в диалоге с перевозчиками]. За что им большое спасибо", – заявил мэр.
Как сообщили "Толку" в администрации, в бюджете Барнаула предусмотрены деньги на организацию и поддержку общественного транспорта. На 2022 год и плановый период 2023 года это 371,8 млн рублей. На краевом уровне перевозчикам возмещают расходы по оказанию услуг льготникам.
Кроме того, облегчить жизнь перевозчикам должны новая транспортная схема, которая позволит оптимизировать расходы, и перевод на брутто-контракты.
Также в мэрии всерьез рассматривают создание транспортного МУПа, который взял бы на себя автобусные пассажироперевозки. Тем более что одно такое муниципальное предприятие в лице "Горэлектротранса" в городе есть.
Правда, сами перевозчики в необходимости создания МУП, похоже, не уверены. Так. Антон Еньшин считает: мэрии гораздо эффективнее было бы работать с существующими компаниями. Создавать с нуля предприятия, по его мнению, не нужно.
Так что похоже, что сейчас сфера пассажирских перевозок в Барнауле пребывает в подвешенном состоянии. Администрации, по всей видимости, еще предстоит разработать план действий в новых обстоятельствах, которые усугубили существовавшие в отрасли проблемы. Сами же предприниматели пока что лишь ожидают помощи.