33 рубля и три года. Какие реформы могут спасти общественный транспорт Барнаула
Транспортная реформа помогла Перми наладить бесперебойную работу сферы и вырваться в лидеры среди городов России по качеству пассажироперевозок. Но дело не только в этом, уверяют власти столицы Пермского края. О том, в чем же секрет успеха, "Толк" решил спросить напрямую у властей Перми и получил развернутый ответ.
Серединка на половинкуВ конце ноября компания по транспортному моделированию Simetra подготовила рейтинг городов по качеству общественного транспорта. Барнаул в нем занял почти золотую середину – 35-ю позицию, набрав 57,4 балла из 100.
Хуже всего приходится Астрахани. Город возглавляет список с конца, взяв 82-е место из 82.
Лидерами общего зачета (среди регионов) стали Пермь (1-е место, 83 балла) и Новокузнецк (2-е место, 72,8 балла). Москва и Санкт-Петербург традиционно рассматриваются вне основного рейтинга.
По мнению составителей рейтинга, города-лидеры за последнее время провели комплексную реформу общественного транспорта и по праву могут утверждать, "что их администрации на регулярной основе отслеживают и решают проблемы общественного транспорта".
"Толк" решил выяснить, так ли это? На вопросы редакции ответил начальник городского департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин.
Отметим, что города пропустили через "сито" огромного списка критериев, который можно свести к нескольким категориям. Так, были проанализированы ценовая доступность, комфорт и удобство, функциональность транспортной сети, физическая доступность, а также безопасность и устойчивое развитие. Реформа за трехлеткуВ транспортном департаменте Перми нам рассказали, что действительно в городе провели масштабную транспортную реформу. Она началась в 2019 году и создала базу для дальнейших преобразований в сфере городских пассажироперевозок.
Что было сделано? В первую очередь, всех перевозчиков перевели на брутто-контракты.
"В такой модели основной задачей перевозчика становится соблюдение расписания движения и условий контракта. Они получают фиксированный доход независимо от пассажиропотока. Это помогает организовывать движение общественного транспорта на непопулярных направлениях и в часы, когда пассажиропоток достаточно низкий", – отметили в департаменте.
Как рассказали в пресс-службе ведомства, на транспортную систему из бюджета Перми ежегодно тратится около 6 млрд рублей. Примерно 4 млрд рублей из них возвращаются благодаря выручке от оплаты проезда. Вдобавок городская администрация выделяет из своего бюджета 350 млн рублей в качестве субсидий на обеспечение проезда для льготников.
"На текущий момент три города в нашей стране провели полномасштабную транспортную реформу – это Новокузнецк, Пермь и Тверь. Транспортная реформа в Перми завершена, большинство ее задач выполнено, сейчас при необходимости проводится точечная настройка существующей транспортной системы", – подчеркнули в департаменте. Идея, воплощенная в жизньВ этом году мэрия Барнаула объявила о том, что в краевой столице могут учредить муниципальное транспортное предприятие, которое в том числе возьмет на себя автобусные перевозки. Пока идею только обсуждают. А вот в Перми она воплощена в жизнь.
Так, в столице Пермского края обслуживанием маршрутов занимаются не только частники, но и муниципальный перевозчик "Пермгорэлектротранс".
"Они работают в равных условиях с точки зрения контрактов. На старте реформы подвижной состав для муниципального парка был закуплен за счет городского бюджета. На сегодняшний день предприятие имеет в парке более 120 автобусов и 142 трамвая", – говорится в ответе департамента.
Пресс-служба уточняет: частные перевозчики сами обслуживают и обновляют свои парки.
"Немалую роль в обновлении подвижного состава играет участие в федеральных программах софинансирования и лизинга. Использование в перевозках частных и муниципальных парков дает возможность своевременно обновлять подвижной состав без существенной нагрузки на бюджет", – рассказало пермское ведомство.
Жесткий контрольВ транспортной сфере золотого призера рейтинга работают не только финансовые "пряники", но и "кнуты" жесткого контроля соблюдения перевозчиками условий контрактов. За этим следит профильный департамент администрации Перми.
Автобусы и трамваи города подключены к системе навигации, которая параллельно еще и обеспечивает постоянный контроль. Система фиксирует все сбои расписания или срывы рейсов. Если они произошли по вине перевозчика, то в дальнейшем за такие нарушения его могут оштрафовать.
Вдобавок автобус и трамваи регулярно инспектируют сотрудники контрольно-ревизорской службы. Они проверяют внутреннее и внешнее оформление общественного транспорта, чистоту салонов, исправность валидаторов или медиапанелей и т.д.
"Кроме того, контролер может принять жалобу от пассажира, зафиксировав нарушение на переносной видеорегистратор, которыми оснащены все бригады. Они же позволяют разбирать спорные ситуации, возникающие между контролерами и пассажирами. В случае получения жалоб от пассажиров всегда есть возможность провести проверку, сняв видеозапись с камеры в салоне транспортного средства, с регистратора контролера или проверить выполнение рейса по системе навигации", – подчеркнули в департаменте.
Цена проездаУходящий год, как обычно, завершается под знаком роста цен. В том числе за проезд. Теперь большинство поездок будут обходиться горожанам на два рубля дороже. При этом ряд экспертов отмечают, что вырученной таким образом суммы хватит перевозчикам лишь для "поддержания штанов". А сколько стоит проезд в Перми?
Большинство автобусных и трамвайных маршрутов города работают по единому регулируемому тарифу, отмечают в департаменте. Стоимость одой поездки составляет 33 рубля.
"Тариф на городском транспорте был повышен в январе 2022 года. Одновременно с ростом тарифа была существенно снижена стоимость проездных, а также введен бесплатный проезд для школьников 1-4-х классов и проездные для членов малоимущих многодетных семей. При частых поездках проездные позволяют снизить среднюю стоимость поездки", – пояснили в ведомстве.
Оплатить проезд можно наличными, банковскими и транспортными картами, по QR-коду, а также проездным билетом.
Транспортные карты работают по тому же принципу, что и в Барнауле. Их можно использовать как в режиме электронного кошелька (кстати, при пересадке возможна скидка), так и для записи одного из льготных проездных.
Работает и мобильное приложение. Оно поддерживает выпуск виртуальной транспортной карты. В этом случае пластик уже не нужен. Оплата происходит не через валидатор, а с помощью QR-кода.
Что еще предстоит доделатьНесмотря на положительные изменения, в департаменте транспорта честно признаются: проблемы еще есть и их нужно решать. Например, на ряде маршрутов, также как в Барнауле, нередко переполнены салоны автобусов и наблюдаются задержки движения из-за пробок.
В какой-то мере эти проблемы взаимосвязаны, поскольку именно из-за заторов между автобусами нередко растет интервал движения. Мы плотно работаем с другими ведомствами как для увеличения количества отправлений, так и для обеспечения равномерного движения общественного транспорта. Одним из наиболее эффективных решений в данном случае мы считаем организацию выделенных полос", – поделились планами в ведомстве.
Сегодня в Перми полностью обособлены трамвайные пути. В 2022 году в городе обустроили движение по двум новым выделенным полосам, одна из которых работает в тестовом режиме. Она проходит "по загруженному мостовому переходу, соединяющему два крупных района", и в час пик (с 7 до 8 утра) пропускает 30 автобусов большого класса или порядка трех тысяч человек в час.
"Время прохождения автобусами участка снизилось в три раза (с 15 до 4-5 минут). Вторая выделенная полоса организована на улице Революции и совмещена с трамвайной линией. Это позволяет не только организовать приоритет общественного транспорта, но и обеспечить пассажирам комфортную пересадку между разными видами транспорта", – рассказала пресс-служба.
В завершение департамент транспорта администрации Перми заверил, что "готов поделиться собственным опытом по тем или иным вопросам с профильными ведомствами, курирующими работу общественного транспорта".