Депутаты и перевозчик поделились с "Толком" мнением, поможет ли долгосрочный план повышения стоимости проезда на общественном транспорте страдающей отрасли и нуждается ли она вообще в помощи
Механизм регулирования тарифов в общественном транспорте Барнаула могут изменить до неузнаваемости. Городские власти обсуждают возможность введения так называемых долгосрочных тарифов. Скачкообразный рост цены на билет предлагают заменить на длительное планирование изменений стоимости поездки на определенный период. Такой подход уже вызвал бурное обсуждение на последней сессии Барнаульской гордумы, и, похоже, это только начало большой дискуссии.
Возить будет некого
Известно, что новую меру поддержки перевозчиков разработали в комитете экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города. В конце ноября инициативу озвучил глава данной структуры мэрии Павел Есипенко. А уже 2 декабря возможность ее внедрения обсуждали на заседании Барнаульской городской Думы.
Мэр краевой столицы Вячеслав Франк и большинство депутатов поддержали внедрение долгосрочных тарифов.
Однако инициативу комитета экономразвития, например, не оценила фракция "Справедливая Россия – За Правду". По словам депутата от справедливороссов Захара Торычева, его фракция единогласно высказалась против проекта.
"Это постепенное повышение стоимости проезда в общественном транспорте на протяжении нескольких лет. Получается, что тариф будет увеличиваться без экономического обоснования. Кому это выгодно? Разумеется, перевозчикам", – пояснил "Толку" после заседания депутат.
Он напомнил, что на пятничной сессии глава города, обосновывая необходимость перейти на долгосрочный тариф, подчеркнул: если этого не сделать, то "завтра ездить будет не на чем". В ответ на это Торычев отметил следующее:
"Если повысить стоимость проезда, то некого будет возить. Люди начнут экономить, больше ходить пешком, продумывая маршруты так, чтобы ездить без пересадок и не платить за пересадки".
Экономика в основе
Руководитель фракции "Единая Россия" в БГД Вячеслав Перерядов в свою очередь пояснил "Толку", что никто не говорит об очередном увеличении стоимости проезда. На сегодняшний день депутаты Гордумы обсудили лишь возможность рассмотрения вопроса внедрения так называемых долгосрочных тарифов.
Что касается сути нововведения, то, по словам депутата, это свод четких правил, предназначенных для регулирования отрасли и направленных на длительное планирование, проработку стратегии дальнейшего развития транспортной сферы.
"В основе лежит экономика. Как и любые бизнесмены, перевозчики должны планировать, просчитывать свои действия наперед. Например, перед покупкой нового автобуса им нужно понимать сроки окупаемости техники. В текущей ситуации это невозможно. Поэтому нужны четкие и понятные правила, благодаря которым бизнес сможет выстраивать свои планы, в том числе направленные на улучшение качества обслуживания и развития общественного транспорта. По этим же правилам будет работать и муниципальное предприятие в случае его появления", – пояснил Перерядов.
По словам собеседника, появление муниципального транспортного предприятия поддерживают и сами перевозчики. Во-первых, они взяли бы на себя убыточные, но социально важные маршруты. Во-вторых, в полной мере обеспечили бы город автобусами большой вместимости.
Экономическая нагрузка
Депутат Захар Торычев уверен: если без увеличения стоимости проезда обойтись нельзя, то оно должно проходить только после того, как "у барнаульцев вырастут заработные платы".
"Увеличились тарифы за ЖКХ, растут цены на продукты питания, предлагается повысить стоимость проезда. Соответственно, вырастет экономическая нагрузка на горожан. Например, в Новосибирске билет на автобус стоит 26 рублей, в метро – 27 рублей. При этом уровень жизни в этом городе выше минимум в 1,5-2 раза, чем в Барнауле. Это говорит о том, что нет необходимости увеличивать стоимость проезда в общественном транспорте краевой столицы. Если частники не справляются, то нужно создавать транспортное муниципальное предприятие", – заключил Торычев.
Он отметил, что в БГД уже обсудили такую возможность. От идеи создать муниципальное транспортное предприятие не отказались и планируют заняться вопросом, но не раньше 2023 года.
"Прозрачные" правила игры
Перевозчики отмечают, что давно просили власти города применить методику долгосрочного планирования. По их словам, так правила игры для них действительно станут гораздо "прозрачнее" и позволят жить с уверенностью в завтрашнем дне, а не выживать. Об этом рассказал предприниматель Олег Бесчастный.
"В этом случае нам не придется биться за каждый рубль и собирать массу документов для обоснования тарифа. Сейчас же мы по нескольку лет ждем разрешения повысить цены, а потом вынуждены взвинчивать их. И это вместо того, чтобы прибавлять в нужный момент понемногу. Так что долгосрочный тариф вводить нужно, чтобы планомерно регулировать тарифы. И если вдруг настанут лучшие времена, когда мы все будем жить хорошо, тот же механизм сработает в обратную сторону – на понижение стоимости проезда", – заметил он.
Бесчастный отметил, что регулировать тариф можно даже сезонно. Например, переходить с "летних" (более низких) на "зимние" (более высокие) цены. Так удастся нивелировать скачки расходов на солярку, которая в холодный сезон значительно увеличивается в цене.
Замкнутый круг
Свою позицию в отношении долгосрочного тарифа перевозчики готовы подтвердить расчетами.
"Как только увеличивается тариф на проезд, за счет роста рентабельности мы начинаем гасить кредиты. Потом – бац! – инфляция взлетает, и перевозчики встают. Инфляция увеличивается еще раз, а вот стоимость проезда остается на прежнем месте. Чтобы выжить, мы берем кредиты. И когда нам становится тяжело настолько, что мы не можем обслуживать кредиты и себя, начинаются разговоры о повышении тарифов. Но зачем до этого доводить, если можно повышать на 50 копеек каждый год? В конечном итоге за те же пять лет цена за проезд будет даже ниже, чем при скачкообразном повышении по истечении того же периода", – заметил Олег Бесчастный.
Он подчеркнул, что даже небольшое, но резкое повышение на два рубля вызвало резонанс в обществе. Тем временем новый тариф едва закроет все "дыры" и позволит перевозчикам дожить до лучших времен, когда регулирование тарифов станет долгосрочным. По его словам, постепенное "копеечное" увеличение не будет бить по карманам горожан и поможет перевозчикам вкладывать деньги в развитие бизнеса.
Страдающие перевозчики
Возвращаясь к запланированному повышению стоимости проезда, депутат БГД Вячеслав Перерядов отметил, что мера продиктована необходимостью поддержать транспортную отрасль Барнаула. Она находится в незавидном положении и требует "аккуратных и продуманных мер", чтобы не впасть в стагнацию.
В то же время не стоит думать, что поднять отрасль удастся лишь увеличением тарифов, рассказал нам спикер. По его словам, изменить ситуацию в отрасли в лучшую сторону можно только при комплексном подходе. И долгосрочный тариф – это лишь малая часть необходимых мер.
"Наряду с этим нужно обязательно рассматривать и другие меры: введение нетто– или брутто-контрактов, появление муниципального предприятия и т.д. Инструменты есть, но какой из них сработает – сказать сложно", – рассказал спикер.
Он добавил, что в регионах с муниципальными предприятиями транспорт функционирует успешно, а вот практика брутто-контрактов, когда муниципалитет платит перевозчикам за моточасы, не прижилась.
Кстати, политические оппоненты народных избранников, поддержавших долгосрочные тарифы, не разделяют опасений насчет плачевного состояния транспортной отрасли Барнаула. Так, во фракции БГД "Справедливая Россия – За Правду" не исключают намеренного снижения перевозчиками уровня услуг, чтобы стимулировать увеличение стоимости проезда.
"После роста тарифа, как правило, качество не улучшается. Каждый раз это используется в качестве аргумента, но увеличения качества барнаульцы не видят", – отметил Захар Торычев.
Варианты спасения
К слову, многие перевозчики готовы перейти на брутто-контракты. Когда город платит предприятию за моточасы. При этом заработанное они должны отдавать в казну.
"Насколько мне известно, возможность введения брутто-контракта рассчитала для города питерская фирма. Выяснилось, что нам для этого нужно не меньше 4 млрд рублей каждый год. Сумма для бюджета Барнаула, скажем так, весьма ощутимая. Не удивительно, что на них перешли в более богатых регионах. Но для нас, перевозчиков, это было бы спасение. Мы бы спокойно работали, не завися от пассажиропотока, который в час пик – один, а днем – другой", – рассказал Бесчастный.
Разница в стоимости проезда в автобусах разной вместимости также могла бы спасти ситуацию в городе, уверен перевозчик. Пассажиропоток перераспределится, а у людей появится выбор: ехать подешевле в большом автобусе или заплатить за более дорогую маршрутку.