Брутто-контракты и миллиардные вливания. Как транспортная реформа в Перми вывела город на первое место по качеству пассажироперевозок среди регионов
Транспортная реформа помогла Перми наладить бесперебойную работу сферы и вырваться в лидеры среди городов России по качеству пассажироперевозок. Но дело не только в этом, уверяют власти столицы Пермского края. О том, в чем же секрет успеха, "Толк" решил спросить напрямую у властей Перми и получил развернутый ответ.
Серединка на половинку
В конце ноября компания по транспортному моделированию Simetra подготовила рейтинг городов по качеству общественного транспорта. Барнаул в нем занял почти золотую середину – 35-ю позицию, набрав 57,4 балла из 100.
Хуже всего приходится Астрахани. Город возглавляет список с конца, взяв 82-е место из 82.
Лидерами общего зачета (среди регионов) стали Пермь (1-е место, 83 балла) и Новокузнецк (2-е место, 72,8 балла). Москва и Санкт-Петербург традиционно рассматриваются вне основного рейтинга.
По мнению составителей рейтинга, города-лидеры за последнее время провели комплексную реформу общественного транспорта и по праву могут утверждать, "что их администрации на регулярной основе отслеживают и решают проблемы общественного транспорта".
"Толк" решил выяснить, так ли это? На вопросы редакции ответил начальник городского департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин.
Реформа за трехлетку
В транспортном департаменте Перми нам рассказали, что действительно в городе провели масштабную транспортную реформу. Она началась в 2019 году и создала базу для дальнейших преобразований в сфере городских пассажироперевозок.
Что было сделано? В первую очередь, всех перевозчиков перевели на брутто-контракты.
"В такой модели основной задачей перевозчика становится соблюдение расписания движения и условий контракта. Они получают фиксированный доход независимо от пассажиропотока. Это помогает организовывать движение общественного транспорта на непопулярных направлениях и в часы, когда пассажиропоток достаточно низкий", – отметили в департаменте.
Как рассказали в пресс-службе ведомства, на транспортную систему из бюджета Перми ежегодно тратится около 6 млрд рублей. Примерно 4 млрд рублей из них возвращаются благодаря выручке от оплаты проезда. Вдобавок городская администрация выделяет из своего бюджета 350 млн рублей в качестве субсидий на обеспечение проезда для льготников.
Идея, воплощенная в жизнь
В этом году мэрия Барнаула объявила о том, что в краевой столице могут учредить муниципальное транспортное предприятие, которое в том числе возьмет на себя автобусные перевозки. Пока идею только обсуждают. А вот в Перми она воплощена в жизнь.
Так, в столице Пермского края обслуживанием маршрутов занимаются не только частники, но и муниципальный перевозчик "Пермгорэлектротранс".
"Они работают в равных условиях с точки зрения контрактов. На старте реформы подвижной состав для муниципального парка был закуплен за счет городского бюджета. На сегодняшний день предприятие имеет в парке более 120 автобусов и 142 трамвая", – говорится в ответе департамента.
Пресс-служба уточняет: частные перевозчики сами обслуживают и обновляют свои парки.
"Немалую роль в обновлении подвижного состава играет участие в федеральных программах софинансирования и лизинга. Использование в перевозках частных и муниципальных парков дает возможность своевременно обновлять подвижной состав без существенной нагрузки на бюджет", – рассказало пермское ведомство.
Жесткий контроль
В транспортной сфере золотого призера рейтинга работают не только финансовые "пряники", но и "кнуты" жесткого контроля соблюдения перевозчиками условий контрактов. За этим следит профильный департамент администрации Перми.
Автобусы и трамваи города подключены к системе навигации, которая параллельно еще и обеспечивает постоянный контроль. Система фиксирует все сбои расписания или срывы рейсов. Если они произошли по вине перевозчика, то в дальнейшем за такие нарушения его могут оштрафовать.
Вдобавок автобус и трамваи регулярно инспектируют сотрудники контрольно-ревизорской службы. Они проверяют внутреннее и внешнее оформление общественного транспорта, чистоту салонов, исправность валидаторов или медиапанелей и т.д.
"Кроме того, контролер может принять жалобу от пассажира, зафиксировав нарушение на переносной видеорегистратор, которыми оснащены все бригады. Они же позволяют разбирать спорные ситуации, возникающие между контролерами и пассажирами. В случае получения жалоб от пассажиров всегда есть возможность провести проверку, сняв видеозапись с камеры в салоне транспортного средства, с регистратора контролера или проверить выполнение рейса по системе навигации", – подчеркнули в департаменте.
Цена проезда
Уходящий год, как обычно, завершается под знаком роста цен. В том числе за проезд. Теперь большинство поездок будут обходиться горожанам на два рубля дороже. При этом ряд экспертов отмечают, что вырученной таким образом суммы хватит перевозчикам лишь для "поддержания штанов". А сколько стоит проезд в Перми?
Большинство автобусных и трамвайных маршрутов города работают по единому регулируемому тарифу, отмечают в департаменте. Стоимость одой поездки составляет 33 рубля.
"Тариф на городском транспорте был повышен в январе 2022 года. Одновременно с ростом тарифа была существенно снижена стоимость проездных, а также введен бесплатный проезд для школьников 1-4-х классов и проездные для членов малоимущих многодетных семей. При частых поездках проездные позволяют снизить среднюю стоимость поездки", – пояснили в ведомстве.
Оплатить проезд можно наличными, банковскими и транспортными картами, по QR-коду, а также проездным билетом.
Транспортные карты работают по тому же принципу, что и в Барнауле. Их можно использовать как в режиме электронного кошелька (кстати, при пересадке возможна скидка), так и для записи одного из льготных проездных.
Работает и мобильное приложение. Оно поддерживает выпуск виртуальной транспортной карты. В этом случае пластик уже не нужен. Оплата происходит не через валидатор, а с помощью QR-кода.
Что еще предстоит доделать
Несмотря на положительные изменения, в департаменте транспорта честно признаются: проблемы еще есть и их нужно решать. Например, на ряде маршрутов, также как в Барнауле, нередко переполнены салоны автобусов и наблюдаются задержки движения из-за пробок.
В какой-то мере эти проблемы взаимосвязаны, поскольку именно из-за заторов между автобусами нередко растет интервал движения. Мы плотно работаем с другими ведомствами как для увеличения количества отправлений, так и для обеспечения равномерного движения общественного транспорта. Одним из наиболее эффективных решений в данном случае мы считаем организацию выделенных полос", – поделились планами в ведомстве.
Сегодня в Перми полностью обособлены трамвайные пути. В 2022 году в городе обустроили движение по двум новым выделенным полосам, одна из которых работает в тестовом режиме. Она проходит "по загруженному мостовому переходу, соединяющему два крупных района", и в час пик (с 7 до 8 утра) пропускает 30 автобусов большого класса или порядка трех тысяч человек в час.
"Время прохождения автобусами участка снизилось в три раза (с 15 до 4-5 минут). Вторая выделенная полоса организована на улице Революции и совмещена с трамвайной линией. Это позволяет не только организовать приоритет общественного транспорта, но и обеспечить пассажирам комфортную пересадку между разными видами транспорта", – рассказала пресс-служба.
В завершение департамент транспорта администрации Перми заверил, что "готов поделиться собственным опытом по тем или иным вопросам с профильными ведомствами, курирующими работу общественного транспорта".