Толк новости
Общество |

Денег нет. Почему в Алтайском крае до сих пор не открывают муниципальные пляжи

В регионе до сих пор есть города и районы, жителям которых нужно преодолеть больше 50 км, чтобы добраться до официально разрешенного места купания
Читать в полной версии ➔

В Алтайском крае крайне мало официально разрешенных мест для купания: пляжами в этом году не охвачена даже четверть муниципалитетов региона. Часть из них не открылась из-за коронавируса, но эти пляжи никогда и не были общедоступными, потому что находятся в детских лагерях. "Толк" узнал, какие требования предъявляют к местам для купания и почему из года в год число официальных пляжей остается одним и тем же.

Пляжи в лагерях — только для детей

В этом году в Алтайском крае открыли 43 пляжа в 15 муниципалитетах: четырех городах и 11 районах. Всего разрешенных мест для купания 63 — они расположены в пяти городах и 15 районах. То есть +20 пляжей глобально ничего не решают, ведь у нас в регионе 12 городов, один ЗАТО и 59 районов. Получается, что в большинстве из них как не было отродясь мест для купания, так и нет.

К списку пляжей тоже есть вопросы: муниципальных из них и десятка не наберется. А 16 мест для купания вовсе не являются общедоступными: они расположены в детских лагерях. Это закрытая территория, там купаются только дети в период смены, остальным вход воспрещен.

Так, в райцентре Мамонтово на озере Большое Островное есть место для купания в лагере "Чайка". По словам председателя районного комитета по образованию Татьяны Чибряковой, лагерь и пляж существуют уже 52 года.

"Каждый год мы нанимаем матроса-спасателя на два месяца. Платим ему зарплату в сумме МРОТ, плюс еще около 6,5 тыс. рублей тратим на медосмотр, психиатрическую экспертизу и обучение. Около 2 тыс. рублей отдаем за обследование воды и песка. А вот буйки, круги, лодка и другой инвентарь у нас закуплены давно, поэтому не могу сказать, сколько сейчас это стоит", — сообщила чиновница.

В этом году пляж закрыт даже для детей, так как смены в лагере нет. Но деньги на обучение и обследование матроса-спасателя уже потратили. Выходит, что они улетели в трубу.

Триста тысяч в год

Самые "богатые" на пляжи места — Змеиногорский район (10), Барнаул (6), Бийск (4), Яровое (4), Алтайский (4), Егорьевский (3), Завьяловский (3) и Бийский районы (2). При этом муниципальные пляжи из этого списка есть только в Барнауле и Бийске.

Заринск уже более 10 лет имеет оборудованный пляж. В городском комитете по хозяйству рассказали, что на открытие понадобилось около 300 тыс. рублей. Столько же денег в него вкладывают в последнее время каждый год.

"Мы тратим средства на уборку мусора, вывоз отходов, оборудование мест для купания взрослых и детей, установку буйков и вышек, содержание спасателей с лицензией, проведение экспертизы песка и воды", — перечислил председатель комитета Юрий Юрченко.

Пляж открыт во время всего купального сезона для всех бесплатно.

Частники и нацпроект

Нет официального места для купания и в Локтевском районе, на территории которого есть огромное Гилевское водохранилище. По словам местных властей, арендаторы земли в районе водоема и владельцы базы отдыха "Дом рыбака и охотника" занимаются переоформлением документов для того, чтобы им разрешили сделать пляж. Но он, разумеется, будет частным.

"Гигиенические требования к пляжу не ограничиваются только пробами воды и песка. Также должны быть оборудованы удобные и безопасные подходы к воде, подъездные пути в зону рекреации. Рельеф дна должен быть безопасным, вода без водоворотов, быстрого течения (не более 0,5 м/с) и резких колебаний. Рядом не должно быть водопоя для скота, грязных стоков и других источников загрязнения", — отметил и.о. главы Локтевского района Сергей Чичикин.

По словам чиновника, для создания пляжа площадью 3 тыс. кв. метров на территории муниципалитета нужно 775 тыс. рублей, не считая расходов на его текущее содержание.

В Змеиногорске еще в 2019 году решили сделать пляж в черте города. Из нескольких водоемов выбрали Нагорный пруд со стороны ул. Нахимова. В июне 2020 года власти заключили контракт с предпринимателем Эдуардом Савиновым по благоустройству этой территории на сумму около 5 млн 352 тыс. рублей. Эту сумму выделили из федерального, краевого и местного бюджетов в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда".

"Выгнать из воды не получается"

В райцентре Кытманово тоже не помнят о наличии официального пляжа, хотя там имеется несколько "диких" мест для купания на реке Чумыш и близлежащих озерах. На одном из них, Чёрном, даже есть популярное частное место отдыха.

Глава администрации Кытмановского сельсовета Анатолий Дубов рассказал "Толку", что каждый год проблема отсутствия пляжа обсуждается, но на него всегда не хватает средств.

"Мы тратим деньги на установку предупреждающих стендов, составляем график дежурств и регулярно выезжаем на места, где купаются люди. Конечно, выгнать кого-то из реки проблематично: на нас ругаются, а если вдруг человек в нетрезвом виде, так он еще и начинает специально прыгать в воду. Так что мы ограничиваемся предупреждениями, ну и детей отсылаем домой, если они находятся у воды без взрослых", — объяснил чиновник.

Анатолий Дубов заверил, что "со временем" эту проблему решат. А если вдруг подвернется какая-нибудь подходящая федеральная или краевая программа, то Кытманово "первое в нее вступит". Кстати, спасательный инвентарь у муниципалитета уже есть, включая лодку. Но на обустройство пляжа, по примерным подсчетам, не хватит и сотни тысяч рублей.

Не до пляжей сейчас

В администрации Рубцовска, где в этом году утонули трое детей из одной семьи, на запрос "Толка" о судьбе муниципального пляжа в срок не ответили. После трагического случая прокуратура города решила обязать администрацию организовать место для отдыха.

Еще в 2015 году тогдашний глава города Владимир Ларионов собирался выделить деньги на пляж и даже называл три возможных места. Но за это время мэр ушел с поста и был осужден за превышение полномочий, а сейчас еще и фигурирует в деле о мошенничестве.

Получается, что власти вроде как обязаны оборудовать пляжи, а вроде бы и нет — никто их за гибель людей не наказывает. И бизнес не рвется оборудовать места для купания в непопулярных для туристов районах.

Конечно, пляж открыть — не Алей вброд перейти. Чтобы оборудовать место для купания, нужно соблюсти 18 разных правил (см. гл. 4 "Требования к пляжам"). Регулируется все: от камней на дне до площади песчаной поверхности берега на человека, от глубины воды до цвета флага, обозначающего место для купания.

Но только за половину купального сезона в Алтайском крае погибло 53 человека, из них 13 детей. Это антирекорд последних трех лет. Очевидно, что людям просто больше некуда податься на отдых, кроме как на ближайший водоем.

Краевые власти признают, что оборудованных мест для купания в крае катастрофически мало, и этот факт — одна из основных причин гибели людей на воде. Но в МЧС и правительстве края говорят, что пляжи — это головная боль муниципалитета. От них должна исходить инициатива.

В населенных пунктах с оборудованными пляжами можно умыть руки и сказать, что люди сами виноваты, раз не купаются, где положено. Но на чьей совести гибель жителей края в районах, где в радиусе 50 км нет ни одного места для купания?

Читать в полной версии ➔