Толк новости
Общество |

Надежда дороже денег: алтайских артистов не оставили на "голом МРОТе"

Региональный минкульт принял решение по дополнительному финансированию учреждений культуры из бюджета, но зарплаты артистов все равно зависят от зрителей
Читать в полной версии ➔

Учреждения культуры за полгода потеряли около 45 млн рублей, рассказала Елена Безрукова, министр культуры края. Из-за этого артисты и музыканты потеряли в зарплате. Падение могло быть ощутимее, но из бюджета края выделили дополнительно 30 млн. Это позволило дать прибавку к мизерным окладам и не оставить сотрудников  на "голом МРОТе", говорит Лариса Зорина, председатель краевого профсоюза работников культуры.

Нет зрителей – нет надбавок   

По словам Зориной, профсоюзы уже поднимали вопрос о системе оплаты труда в сфере культуры:

"Должностные оклады работников культуры не соответствуют реалиям и не обеспечивают даже 50% в структуре заработной платы. Основная часть складывается из надбавок, коэффициентов, премий. А они могут быть, а могут не быть, как, например, сейчас. Нет внебюджетных поступлений – нет и надбавок. Если бы не коронавирус, нам бы удалось сделать более существенные шаги в этом направлении".

Зарплата в театрах начисляется по-разному, и не все они в одинаковом объеме выделяют долю собственных, небюджетных поступлений на зарплаты, рассказывает Зорина. У кого-то на зарплату уходит 10%, а у кого-то все 30%. Во многом это зависит от других нужд театра: затрат на постановки, ремонт и т. д.

Спикер отметила, что диалога с чиновниками из серии "денег нет, но вы держитесь" не было: региональный минкульт принял решение по дополнительному финансированию учреждений культуры из бюджета. Да, не в том объеме, который мог бы быть обеспечен билетами, но и совсем без зарплаты, на голом МРОТе, сотрудников не оставил, сказала Зорина. 

В Алтайском театре драмы, как рассказал "Толку" технический работник сцены, сотрудников рассчитали по "минималке" только один раз, в июне. Остальные месяцы работники получали свою обычную зарплату. При этом у актеров балльная система, которая учитывает в том числе и репетиции. Как только они начались, все вошло в свое русло, сказал он. 

Истосковались

Действительно, самый сложный период, по словам Зориной, пришелся на июнь: артисты вернулись из отпусков, а к репетициям приступить не удалось из-за ситуации с пандемией. Было много тревог и опасений, члены профсоюза звонили, делились страхами: что будет дальше, когда это все закончится. Сейчас, наоборот, по словам Зориной, в творческой среде наблюдается подъем.

"Настроение у людей в основном приподнятое, все воодушевлены премьерными спектаклями. Работникам культуры, и особенно театров, без зрителя очень сложно. Они ждали работы как никто другой, истосковались по сцене, по зрителю. Если по весне и в начале лета звонили, переживали, то сейчас атмосфера рабочая", – рассказывает Зорина.

   "Совместителям" пришлось уйти

Массовых увольнений в этот период, по словам специалиста, не было. Ситуация коснулась не только края: театры других регионов никого не ждали с распростертыми объятьями, и пытаться найти работу в этой же сфере было нелогично. Сказать, что кого-то увольняли, сокращали, тоже нельзя: присутствовало некое табу – в этот период работодатели поддержали сотрудников, рассказывает Зорина.  

Уйти пришлось "совместителям" – тем, кто работал на четверть или на полставки, в том числе и внутри одного учреждения.

Вся надежда на зрителей

Спрогнозировать, когда выровняется ситуация и зарплаты всех артистов достигнут "доковидных" времен, по словам Зориной, трудно. Понятно одно: в этом году этого не произойдет точно. На это повлияет в том числе и неготовность зрителя вернуться в зал.

"Многие опасаются за свое здоровье, у многих изменилась финансовая ситуация, и возможности посещать все спектакли, как раньше, просто нет. Надеемся, что заскучавшие зрители все-таки вернутся в театры. Но до конца года осталось всего три  месяца, а они выпавшие полгода точно не покроют", – прокомментировала Зорина.

Читать в полной версии ➔