Региональный минкульт принял решение по дополнительному финансированию учреждений культуры из бюджета, но зарплаты артистов все равно зависят от зрителей
Учреждения культуры за полгода потеряли около 45 млн рублей, рассказала Елена Безрукова, министр культуры края. Из-за этого артисты и музыканты потеряли в зарплате. Падение могло быть ощутимее, но из бюджета края выделили дополнительно 30 млн. Это позволило дать прибавку к мизерным окладам и не оставить сотрудников на "голом МРОТе", говорит Лариса Зорина, председатель краевого профсоюза работников культуры.
Нет зрителей – нет надбавок
По словам Зориной, профсоюзы уже поднимали вопрос о системе оплаты труда в сфере культуры:
"Должностные оклады работников культуры не соответствуют реалиям и не обеспечивают даже 50% в структуре заработной платы. Основная часть складывается из надбавок, коэффициентов, премий. А они могут быть, а могут не быть, как, например, сейчас. Нет внебюджетных поступлений – нет и надбавок. Если бы не коронавирус, нам бы удалось сделать более существенные шаги в этом направлении".
Зарплата в театрах начисляется по-разному, и не все они в одинаковом объеме выделяют долю собственных, небюджетных поступлений на зарплаты, рассказывает Зорина. У кого-то на зарплату уходит 10%, а у кого-то все 30%. Во многом это зависит от других нужд театра: затрат на постановки, ремонт и т. д.
Спикер отметила, что диалога с чиновниками из серии "денег нет, но вы держитесь" не было: региональный минкульт принял решение по дополнительному финансированию учреждений культуры из бюджета. Да, не в том объеме, который мог бы быть обеспечен билетами, но и совсем без зарплаты, на голом МРОТе, сотрудников не оставил, сказала Зорина.
В Алтайском театре драмы, как рассказал "Толку" технический работник сцены, сотрудников рассчитали по "минималке" только один раз, в июне. Остальные месяцы работники получали свою обычную зарплату. При этом у актеров балльная система, которая учитывает в том числе и репетиции. Как только они начались, все вошло в свое русло, сказал он.
Истосковались
Действительно, самый сложный период, по словам Зориной, пришелся на июнь: артисты вернулись из отпусков, а к репетициям приступить не удалось из-за ситуации с пандемией. Было много тревог и опасений, члены профсоюза звонили, делились страхами: что будет дальше, когда это все закончится. Сейчас, наоборот, по словам Зориной, в творческой среде наблюдается подъем.
"Настроение у людей в основном приподнятое, все воодушевлены премьерными спектаклями. Работникам культуры, и особенно театров, без зрителя очень сложно. Они ждали работы как никто другой, истосковались по сцене, по зрителю. Если по весне и в начале лета звонили, переживали, то сейчас атмосфера рабочая", – рассказывает Зорина.
"Совместителям" пришлось уйти
Массовых увольнений в этот период, по словам специалиста, не было. Ситуация коснулась не только края: театры других регионов никого не ждали с распростертыми объятьями, и пытаться найти работу в этой же сфере было нелогично. Сказать, что кого-то увольняли, сокращали, тоже нельзя: присутствовало некое табу – в этот период работодатели поддержали сотрудников, рассказывает Зорина.
Уйти пришлось "совместителям" – тем, кто работал на четверть или на полставки, в том числе и внутри одного учреждения.
Вся надежда на зрителей
Спрогнозировать, когда выровняется ситуация и зарплаты всех артистов достигнут "доковидных" времен, по словам Зориной, трудно. Понятно одно: в этом году этого не произойдет точно. На это повлияет в том числе и неготовность зрителя вернуться в зал.
"Многие опасаются за свое здоровье, у многих изменилась финансовая ситуация, и возможности посещать все спектакли, как раньше, просто нет. Надеемся, что заскучавшие зрители все-таки вернутся в театры. Но до конца года осталось всего три месяца, а они выпавшие полгода точно не покроют", – прокомментировала Зорина.