Толк новости
Общество |

Назад в 90-е. Почему в Барнауле за ценой проезда не растет качество сервиса

И перевозчики, и власти констатируют: нынешнее повышение тарифов необходимо только на "поддержание штанов". Речи о модернизации не идет
Читать в полной версии ➔

С 1 ноября в Барнауле повысится стоимость проезда – на три рубля от текущей цены за наличные и на 1-1,5 рубля от цены по транспортной карте. При этом о повышении качества предоставляемых услуг речи не идет, эти деньги пойдут только на "поддержание штанов". Барнаульцы недоумевают, почему в столицах соседних регионов, где уровень зарплат существенно выше, проезд на общественном транспорте обходится дешевле. Сбывается то, о чем говорили эксперты еще несколько лет назад: надвигается эпоха маленьких автобусов.

Ездим на "старичках"

Несколько лет подряд изношенность трамваев в Барнауле составляет 97%, троллейбусов – 83%. С автобусами ситуация не лучше – по данным мэрии города, практически весь подвижной состав общественного транспорта нуждается в обновлении. Средний возраст трамвая – 33 года при нормативном сроке эксплуатации 10 лет, троллейбуса – 21 год при норме, как и у автобуса, 7 лет. То есть городской транспорт уже отъездил по три-четыре срока.

Ежедневно в Барнауле курсирует 900 единиц общественного транспорта – около 360 автобусов большой вместимости, 350 единиц маршруток и порядка 180 единиц электротранспорта.

По данным мэрии города, новый трамвай стоит около 37 млн рублей, троллейбус – 20,5 млн рублей, автобус большого класса – 11 млн рублей.

"Чтобы заменить необходимое количество устаревшего электротранспорта, необходимо более 6 млрд рублей, автобусов большой вместимости – 4 млрд рублей. Даже поэтапная модернизация общественного транспорта города потребует вложений на сумму более 1 млрд рублей в год", — говорят в администрации Барнаула.

Капитальный ремонт дешевле покупки новой техники. Трамвай можно отремонтировать за 6 млн рублей, большой автобус – за 2,5 млн рублей. На восстановление всего парка надо более 2 млрд рублей (трамваи, троллейбусы – 1,2 млрд рублей, автобусы – 0,9 млрд рублей).

Денег нет, держитесь, сколько можете

Собственные доходы бюджета города составляют порядка 7,5 млрд рублей в год. С учетом расходных обязательств на зарплаты, оплату коммунальных услуг, переселение из аварийного жилья, ремонт дорог и другие первоначальные статьи расходов об обновлении общественного транспорта речи не идет.

Автоперевозчики говорят, что им для обновления автопарка нужна стоимость проезда минимум в 35 рублей. И власти это признают.

"Для поэтапного (с учетом продолжительности срока службы) обновления автобусов, работающих на линии, необходимо свыше 570 млн рублей в год. Если эту сумму соотнести с количеством пассажиров в год, то тариф для жителей действительно должен составить не менее 35 рублей", – объяснили в мэрии.

  

Резкое повышение цен до этого уровня вызовет социальное напряжение, власти на это не пойдут. В новом тарифе на проезд заложены лишь минимальные затраты на поддержание функционирования автотранспорта и повышение зарплаты работников.

"Возможным решением данного вопроса является привлечение средств из вышестоящих бюджетов. Администрация города прорабатывает вопрос по взаимодействию с госкорпорацией ВЭБ.РФ в рамках инвестиционного проекта модернизации городского общественного транспорта. Планируется участие в льготной лизинговой программе в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", — сообщили городские власти.

Однако в этом году Барнаул не попал в число городов, которым обновят транспорт в рамках указанного нацпроекта. Заявки подавали 60 городов, из них Минтранс РФ выбрал только 12. В июле Барнаул подал повторную заявку.

МУПа не будет

Во многих городах Сибири, где стоимость проезда меньше барнаульской, есть муниципальные автобусы. В краевой столице весь общественный автотранспорт находится в руках у частников. Однако на создание МУП у городских властей денег тоже нет.

"Это потребует значительных финансовых затрат на приобретение автобусного парка, обеспечение нового МУП материально-технической базой, основным и административно-управленческим персоналом. В условиях принятого с предельным дефицитом бюджета города средства на организацию муниципальных автоперевозок в настоящее время отсутствуют", – отрезали в мэрии.

Предыдущий раз в Барнауле повышали проезд 1 января 2019 года: в трамваях и троллейбусах с 19 до 23 рублей, в автобусах с 20 до 23 рублей, в маршрутках с 20 до 25 рублей. Теперь прокатиться на трамвае, троллейбусе или автобусе пассажиры без льгот смогут за 26 рублей (по транспортной карте за 21 или 22,5 рубля, в зависимости от тарифа), на маршрутке – 28 рублей. Диапазон цен у "соседей" В Новосибирске с декабря 2019 года проезд на электротранспорте стоит 23 рубля, на автобусах – 24 рубля, в метро – 25 рублей. В Кемерове за проезд платят 20-22 рубля, в Иркутске – 15 рублей в муниципальном транспорте, в частном – 20-25 рублей. Цена проезда в маршрутках, троллейбусах и трамваях Томска с 1 января 2020 года вырастет до 22 рублей (сейчас – 21 рубль). Перевозчикам разрешено устанавливать вечерний тариф – до 25 рублей после 21.00. В Красноярске с февраля 2019 года проезд в автобусах стоит 26 рублей, по транспортной карте – 25 рублей. Билет на трамвай можно купить за 22 рубля, по безналу он стоит 20 рублей – эту цену установили в феврале 2020 года. В Омске с 1 января 2019 года в городском транспорте можно проехать за 30 рублей, по безналу (в том числе банковской картой) – за 25 рублей. Важно: Новосибирск, Омск и Красноярск – города-миллионники. Что думают частники

Барнаульские перевозчики еще на заседании координационного совета по вопросу повышения тарифов говорили: прибавка в три рубля нужна была еще до пандемии. Теперь же она не позволит даже расплатиться с кредитами.

  

Особенно сильно пострадали предприятия, обслуживающие пассажиров на автобусах большой вместимости – у них и расход топлива больше, чем у маршруток, и запчасти дороже, и квалификация водителей требуется выше. По словам директора компании "Гранд" Николая Филимонова (обслуживает 19-й и 57-й маршруты), у него и коллег простаивает от 20% до 50% парка из-за отсутствия водителей.

"Даже при 35 рублях за билет речи о развитии уже не идет. Эта сумма нужна была два года назад. Сейчас речь идет о выживании. У нас огромный дефицит кадров, водителей просто нет.

Они уходят в грузоперевозки, инкассаторские услуги, дорожное хозяйство, на обслуживание крупных ритейлеров – туда, где зарплата повыше и график получше", – говорит Николай Филимонов.

В Барнауле уже несколько лет идет процесс перехода на автобусы малой вместимости – в частности, экспериментировала компания "Евробус-плюс" на маршруте № 17. Но в итоге на автобусах малой вместимости по этому маршруту стал ездить другой перевозчик.

"Люди все больше покупают машины, ездят на такси. Власти, конечно, помогают, хотя было время, когда нам даже за льготников не доплачивали. Но той помощи, что они оказывают, недостаточно. Наша деятельность убыточна", – констатирует Николай Филимонов.

Повышение тарифа должно быть последним пунктом

Исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозок Барнаула Николай Долженко считает, что в первую очередь нужно было задействовать бюджетную помощь – федеральные, краевые, городские средства либо заемные. И только после этого вводить повышение тарифа.

Ассоциация предлагала городу программу развития отрасли на 2013–2018 годы. В этом документе, в частности, оговаривалась возможность субсидирования части процентной ставки перевозчикам на приобретение новой техники. Организация предлагала вкладывать в транспортную систему города хоть какие-то средства, кроме компенсации за льготников, не доводя до коллапса, на ликвидацию которого потребуются миллиарды.

А пока Барнаул ждет эпохи ПАЗиков и "Газелей", повторяя опыт Томска, в Новокузнецке затеяли транспортную реформу: уже в ноябре маршрутки из города исчезнут полностью. Главным перевозчиком стала компания из Санкт-Петербурга, которая должна привезти в город 300 автобусов средней, большой и особо большой вместимости не старше одного года. Власти говорят, что перевозчики, работающие на ПАЗиках, не смогли обеспечить качественные услуги: к 2020 году по городу курсировала лишь половина автобусов от оговоренного объема.

В конце 90-х Барнаул уже переживал бум "Газелей". Из-за кризиса это было необходимостью, вспоминал Николай Долженко в интервью "Алтапрессу". Но они перегрузили город (в начале нулевых в Барнауле было 1,5 тыс. маршруток), увеличили аварийность, да и мест всем пассажирам регулярно не хватало. Их было сложно контролировать, потому что перевозчиков было больше сотни. Потребовалось немало усилий, чтобы перейти к более цивилизованным перевозкам.

Читать в полной версии ➔