В аптеку за 250 км. Как барнаульцы раскупили жизненно важные лекарства
Коронавирусом в Алтайском крае заразилось меньше 1% населения, но нагрузка на стационары, долгое ожидание "скорых" и возрастающая смертность породили всеобщую панику. Люди, не стесняясь, делятся друг с другом схемами лечения коронавируса и сметают с полок аптек препараты, создав дефицит. Хронически больные и беременные остались без лекарств.
Перестраховались?Всемирная организация здравоохранения четко говорит: препараты против бактерий при ковиде неэффективны, они показаны только при присоединении вторичной инфекции. С этим согласны и главный пульмонолог Минздрава РФ Сергей Авдеев, и главный алтайский пульмонолог Ирина Бахарева.
"Считалось, что в сочетании с гидроксихлорохином антибиотик азитромицин помогает бороться с самим коронавирусом. По крайней мере, в это верили. Но дальнейшие масштабные исследования не подтвердили высокой эффективности такой схемы лечения COVID-19", – рассказывал профессор Авдеев "КП".
Но врачи-терапевты, перестраховываясь, все равно выписывают пациентам с признаками ОРВИ комбинации из противовирусных, иммуномодуляторов и антибиотиков с первого дня температуры. Об этом "Толку" неоднократно рассказывали сами пациенты. Назначения зачастую выдают заранее распечатанными.
Настоящая охота за препаратами началась в начале октября. Сейчас в барнаульских аптеках днем с огнем не найти многие антибиотики.
Так, азитромицин через справочную lek22.ru нашелся в нескольких точках одной торговой сети в Барнауле и в Новичихе – за 250 км от краевой столицы.
Антикоагулянты и антиагреганты, которые иногда назначают для препятствования образованию тромбов при осложнениях коронавирусной инфекции, через сайт не нашлись. "Толк" связался с единой аптечной справочной по телефону.
После 20-минутного ожидания (в очереди "на проводе" висели 10 человек) удалось узнать, что один препарат должны были привезти в одну точку в центре города, а другой – в аптеку на ул. Балтийской. Но при этом фармацевт не гарантировала, что их уже не раскупили, и дала номера этих аптек для уточнения.
"Препараты лежат на полках у паникёров"Барнаульцы на форуме "Яндекс.Район" делятся адресами аптек, в которых можно сделать предварительный заказ препарата и забронировать его. Но ситуация проще не становится.
"Неделю назад также бегала по аптекам города. В итоге заказала на Аптека.ру. Мне повезло, азитромицин забронировала и в итоге выкупила", — пишет Елена С.
Люди искренне не понимают, почему в аптеки не завозят необходимое на всех количество препаратов. Жительница Барнаула Олеся В. сообщила "Толку", что ей пришлось ехать за антибиотиком для мамы за 75 км в Налобиху (Косихинский район).
Страдают и беременные, которым показаны антикоагулянты: на форуме Mom.life жалуются, что "все препараты из аптек смели". Женщины пытаются найти лекарства даже в Республике Алтай. Они уверены, что нужные им лекарства сейчас "лежат на полочках у паникёров, а потом их выбросят с истекшим сроком годности".
"У меня есть назначение – курс антикоагулянта 10 дней сразу после родов. В роддоме меня вряд ли будут столько дней держать. Мне моя гематолог дословно сказала, что первые дозы в стационаре поставят, а потом нужно будет докупить и ставить уколы дома. Где его взять, ума не приложу, а в роддом я могу поехать хоть завтра", – рассказала "Толку" жительница Барнаула Яна К.
Некоторым удается заменить лекарства. Так, жительница Барнаула Ольга Курелёнок не нашла первоначально назначенный препарат, и врач заменил его другим, до которого еще, видимо, не добрались.
"Купив одну партию, ищем следующую"Руководитель общественной организации "Паруса Надежды" Нина Маматова рассказала "Толку", что за дефицитными пероральными антибиотиками в очереди стоят и родители детей-инвалидов с диагнозом "муковисцидоз".
"Тот же азитромицин используют при лечении синегнойной инфекции. Если ее запустить, не долечиться, возбудитель выработает устойчивость, и тогда бактерия будет уничтожать легкие, сокращая шансы на жизнь и на то, что ребенок доживет до пересадки органа", – объяснила женщина.
Перебои в аптеках есть не только с "ковидными" препаратами. Так, жительница краевой столицы Марина Клюева с лета "охотится" за инсулином для мамы.
"Инсулин она приобретает сама за свой счет, так как несколько лет назад вышел новый указ, по которому он ей бесплатно не положен – якобы из-за доплаты к пенсии. До недавнего времени она покупала американский препарат, но он исчез, и теперь приходится покупать российский – что найдем. По факту не всегда одинаковые производители, а это нехорошо", – говорит Марина.
Последнее время Клюевы покупали инсулин недалеко от дома, и цена их устраивала. Но недавно снова начались перебои, и даже фармацевты не могут им сказать, когда будет очередная поставка.
"Мама на пенсии, она в группе риска, а у нас из каждого утюга кричат, что нужно сидеть дома. Я не разрешаю ей собирать микробы в транспорте, но я сама на четвертом месяце беременности, и машины у нас нет. Как решать проблему эту, мы уже не знаем. Купив очередную партию уколов, начинаем искать следующую, это какой-то ад", – рассказала Марина.
"Система сбоит"Фармкомпании видят проблему в том, что пандемия коронавируса наложилась на плановый ввод информационной системы маркировки препаратов с 1 июля 2020 года. Однако предложенная государством система работает с перебоями.
Например, по данным фармкомпании "Плюс", ввести в систему, а значит и на рынок, удается не больше 5% товаров. И даже при таких объемах ждать ответа от системы приходится по несколько часов. В некоторых случаях она дает сбои. Гендиректор ФК "Плюс" Михаил Сиротин даже попросил руководство страны временно остановить работу по маркировке лекарств, чтобы решить технические вопросы.
Представитель барнаульской аптеки подтвердил "Толку" эту проблему: дефицитные препараты неделями не могут "поставить на приход", а значит, и выложить на прилавок.
Росздравнадзор в курсе дефицита препаратов в Алтайском крае и заявляет, что совместно с краевым минздравом "оперативно реагируют на обращение участников оборота и пациентов". В курсе и губернатор региона, который заверяет, что проблемой занимаются. Правда, результаты этого пока не чувствуются.