Как потрясения 2020 года заставили образование и развиваться, и деградировать
2020 год стал годом испытания для образования всех ступеней: впервые школьники и студенты познакомились с длительным дистантом, мнения относительно которого привели к "войнам" в соцсетях, родительских чатах и даже вылились в уличные пикеты. Учителя активно осваивали новые технологии, ученики пытались (или не пытались) хоть как-то самоорганизоваться, а родители в основном хватались за голову и старались успеть везде. Педагоги всех уровней образовательной системы рассказали "Толку", что изменил этот год, и постарались найти плюсы и минусы в происходящем.
Не мотивированы и не самостоятельныЭтот год всем дался по-разному, и чтобы полностью охватить всех участников образовательного процесса, надо говорить о детях, учителях и родителях, рассказывает Инна Борисенко, директор барнаульской школы № 132.
"Дистант оказался плюсом для мотивированных к обучению детей. Появилась возможность сделать обучение более индивидуализированным. Это и комфортные условия обучения, и щадящий режим, и свободное время, и возможность самим регулировать процесс обучения. Но так было только для тех детей, которые понимают, зачем им учиться в школе. Таких 10-15%. И в основном это старшеклассники", – прокомментировала Борисенко.
Для основной массы детей негативных моментов было больше. По мнению директора, большинство детей крайне не самостоятельны. В школе их направляет и контролирует учитель, дома – родители. Заставить себя самостоятельно учиться они не умеют или не хотят, объясняет педагог.
Еще один огромный минус – дефицит реального живого общения.
Что касается родителей, плюсов в дистанте для них директор не видит вообще.
"Большинство родителей работает. И если раньше они знали, что хотя бы полдня их дети под присмотром в школе и заняты чем-то полезным, на дистанте этого не было. 90% детей не сидели и не занимались по пять часов уроками, как в школе. В лучшем случае они были дома, в худшем – болтались неизвестно где. Родители устали, они себя жалеют, и я их прекрасно понимаю", – комментирует Инна Борисенко.
Для учителей, по мнению директора, были как положительные, так и отрицательные моменты. Плюсы – самообразование. Местные, краевые и федеральные власти, по словам Борисенко, организовали массовую учебу, вебинары. И те учителя, которые искренне хотели освоить новые знания, это сделали и получили поддержку. Кроме того, тот, кто хотел, осознал собственные "пробелы" и начал работать, чтобы их устранить.
Учились родителиСамый большой минус, который увидела Инна Борисенко – искажение результатов обучения. Они стали необъективны.
"Результаты четвертой четверти показали ,что родители лучше учат. Но это не так. Оценки мы ставили, по сути, родителям. И из этого вытекает другая проблема. Выполняли задание всей семьей, а ребенок не может ответить на дополнительный вопрос. Вы молодцы, что помогали, но почему не объяснили?" – задает вопрос директор.
По словам педагога, как было раньше, уже не будет. Как и любой кризис, пандемия дала толчок для движения вперед, для развития. В школе приняли решение увеличивать число курсов, которые предполагают дистанционное освоение материала. Это не коснется основной программы, скорее, это будет дополнительное образование, курсы для детей, которые заинтересованы в более глубоких знаниях по предметам.
Также в школе планируют внедрить более индивидуальное обучение в старших классах. Ученик сможет зайти в раздел дистанционное обучение и выбрать три-пять курсов на год.
Новые компетенцииМихаил Самолетов, директор Барнаульского педагогического колледжа, считает, что оценивать влияние дистанта на качество подготовки специалистов можно будет гораздо позже. Все-таки образование – это отсроченный продукт, подчеркнул Самолетов.
"Плюсы в том, что мы очень сильно продвинулись в образовании с применением цифровых технологий. Это новые компетенции как у преподавателей, так и у студентов, а они очень важны в современном мире", – прокомментировал директор.
В этом году педагоги смогли освоить больше программ по повышению квалификации. Если раньше учителю приходилось тратить время и деньги на поездку и проживание, сейчас такие программы можно проходить дистанционно, не отрываясь от работы и семьи.
Из минусов Самолетов отметил отсутствие живого общения. Кроме того, работы у преподавателей заметно прибавилось.
В этом году многие студенты колледжа стали волонтерами, помогали и пожилым, и больным, и детям, рассказывает директор. Летом проводили совместные акции с региональным министерством образования: "Дворовый тренер", "Вожатый нашего двора". Около 40% студентов были вовлечены в волонтерскую деятельность.
"Страшного я в дистанте для образования ничего не увидел. Да, были сложные моменты, но они дали толчок для развития. Сейчас даже не обсуждается, что мы полностью перейдем на дистант. Этого не произойдет. Положительные моменты мы из этой ситуации взяли и будем их внедрять в дальнейшем", – прокомментировал Самолотев.
Пришлось быстро адаптироватьсяПроцессы обучения за этот год изменились, но пандемия врасплох не застала, рассказывает Татьяна Кайгородова, заместитель директора по учебной работе Алтайского филиала РАНХиГС.
"У нас более пяти лет активно развивается система онлайн обучения на платформе Moodle. Там все учебно-методические материалы, и наши студенты давно не сдают печатные работы, все в электронном виде. На этой платформе происходит взаимодействие с преподавателями. Кроме того, еще задолго до пандемии мы начали записывать видеолекции преподавателей. На сегодняшний день по множеству дисциплин они есть в таком формате", – прокомментировала Татьяна Кайгородова.
По ее словам, академии не удалось сэкономить на дистанционном обучении, и даже, наоборот, расходы выросли. Дополнительное техническое оборудование и программное обеспечение, расширение канала связи потребовали серьезных инвестиций.
А преподавателям пришлось пересмотреть свои курсы: многие из них в дистанционном режиме реализовать было сложно. Основной задачей стало сохранить процесс обучения: взаимодействие между студентом и преподавателем на занятии в соответствии с расписанием.
"Это был новый вызов, мы его приняли. За короткий промежуток времени пришлось быстро адаптироваться. Пандемия стимулировала развитие. И если раньше мы только думали о каких-то направлениях, то тут в ускоренном режиме начали их внедрять. Да, элементы дистанта останутся, но полного перехода конечно не будет, поскольку очное взаимодействие с преподавателем само по себе является обучающим и его не заменить ничем", – прокомментировала Кайгородова.
Новые форматыИз новшеств, которые пришли вместе с дистантом, замдиректора отметила привлечение крупных специалистов из других регионов в качестве удаленных лекторов. Например, алтайские студенты смогли дистанционно присутствовать на лекции психолога Александра Асмолова, который преподает в головном кампусе академии в Москве и дистанционно в Алтайском крае. Алтайский филиал и в дальнейшем планирует привлекать известных преподавателей из других регионов.
Также в этом году впервые вуз попробовал совместить дистанционный и очный формат. Он предполагает, что часть студентов находится в аудитории, а те, кто по каким-то причинам не может прийти, участвует в лекции по видео связи.
Напомним, школы Алтайского края после завершения весенних каникул перешли на дистанционное обучение и закончили год на "удаленке". С конца марта на дистант начали переходить и вузы региона.
Из-за пандемии в этом году впервые детям разрешили не сдавать ЕГЭ: экзамен остался обязательным только для тех, кто в этом году планировал поступать в вуз.
Кроме того, алтайские студенты в этом году впервые сдавали сессию на удаленке, а абитуриенты в таком формате поступали в учебные заведения.