Противники сноса Речного вокзала в Барнауле попались на передергивании фактов
У барнаульских общественников появился еще один объект внимания – Речной вокзал: они против строительства на его месте высотного здания. В субботу 22 мая состоялась дискуссия на эту тему. Но аргументы оказались сомнительными. Между тем, вопрос застройки "имиджевого" участка на Оби действительно важен для города.
Начало началВ 2020 году строительная компания "Селф" Нодара Шонии купила здание Речного вокзала и участок под ним. Ожидается, что там будет высотка, и не исключено, что самая большая в городе. Проект еще в разработке и публике его не показывали.
Общественники против стройки. По их мнению:
горожан лишат доступа к набережной Оби, разрушат здание – памятник архитектуры советской эпохи, уничтожат уникальную флорентийскую мозаику внутри здания, высоткой закроется вид на город и путь воздушным массам, из-за этого Барнаул будет загазован, пассажирское речное судоходство по Оби исчезнет."Нам важно сохранять общественные пространства, доступные для жителей города. /…/ Если мы поставим высотное здание, это приведет к тому, что вид с Оби на город будет безвозвратно закрыт. Город потеряет лицо", – выступил Игорь Берг, возглавляющий организацию "Гражданский патруль" в Алтайском крае.
Магия цифр и словМероприятие 22 мая стартовало с того, что публике представили эскиз застройки Речного. Однако не уточнили, что он уже не актуален (это проект 2015 года для компании "Сибирия", который не прошел градосовет, – прим. ред.).
Противники реновации составили свои мнения на данных из сети и личных идеях о будущем места. Так, историк Данил Дегтярев предлагает вернуть Речной вокзал горожанам, а для этого муниципалитету или крайимуществу предоставить "Селфу" другой участок взамен набережной. Также он видит в здании планетарий или частную картинную галерею (потому что галерея "Кармин" перестала работать, а могла бы).
Коммунист Юрий Красильников будет рад автовокзалу у Оби, потому что рядом мост. Активист "Весна в Алтайском крае" Владислав Келлер думает, что застройщику пользу будет приносить амфитеатр.
Спикеры один за другим высказывали мысли о недопустимости высотки на Речном. Краевед Владимир Терешкин уверен: все дело в сверхприбыли застройщиков, которая якобы составляет не менее 600%. Они, по его мнению, строят "человейники" с однокомнатными квартирами и студиями, себестоимость которых 300 тыс. рублей, а рыночная – 1,5 млн.
Владислав Келлер добавил:
"Меня тоже "разрывает". Мы такими действиями портим исторический облик города. /…/ Власть четко взялась за любое проявление гражданской позиции. Нас затыкают, нас садят, все хотят снести. Понятно, они [застройщики] хотят заработать. /…/ Видели районы в сторону Павловского тракта? Там все в машинах и высотках, ни детских площадок, ни фига. Так и будем жить в каменных джунглях".
Другая сторонаПриглашение на дискуссию организаторы размещали в соцсетях, и на нее пришли те, кто видит ситуацию по-другому. Им брать слово пришлось с боем. Выступающие говорили, что многие идеи общественников несостоятельны.
Для предоставления "Селфу" другого участка взамен территории Речного вокзала нет правовой базы. Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной собственности. А участок под Речным – частный. Речное пассажирское судоходство почти "умерло" из-за появления Нового моста и возможности быстрее добраться до места на автобусе. Развитие речных круизов по примеру волжских невозможно: путешествие дорого и по пути следования нет интересных мест, куда можно сходить на экскурсии. Заявление алтайского министра транспорта Александра Дементьева о развитии речного транспорта касалось грузового сектора, чтобы сократить нагрузку на автодороги при перевозе грузов. Автовокзал расположен в Барнауле правильно – рядом с ЖД-вокзалом, а у Оби его невозможно разместить из-за санитарных ограничений. Перекрыть проход к реке для людей невозможно – это нарушение закона, который застройщик обязан соблюдать. Здание Речного вокзала – не памятник архитектуры и не охраняется законом. Заключение о нарушении градостроительных норм выносит суд, а не общественники.Однако Андрей Скультицкий, координатор движения "Весна в Алтайском крае", посетовал: "Я много чего не знаю [о нормах градостроительства], но когда застройщик начинает строить, у него все ловко получается, а когда мы начинаем защищать, встречаются препоны".
Ему ответила Любовь Бельдеева, кандидат технических наук, доцент АлтГТУ и общественник парка "Юбилейный":
"Потому что это диалог профессионалов. У них каждый вопрос проработан до конца, они знают закон и любую цифру могут обосновать. /…/ Общественность должна быть сильной, сплоченной и грамотной. Будьте готовы защищать каждую цифру, а не заявлять, что новое здание всему Барнаулу не нравится. Мне не нравится старое здание Речного вокзала. Снесут его, и туда ему дорога".
"Вы не хотите извиниться?"В конце дискуссии собравшиеся с удивлением узнали: на ней присутствовал заместитель гендиректора компании "Селф" Александр Хромцов. Он мог бы компетентно ответить на многие вопросы, если бы их задали.
Попросив слова, Хромцов обратился к организаторам дискуссии Данилу Дегтяреву и Игорю Бергу:
"Дискуссия пошла после вашего фильма, когда вы показали на фоне Оби сарайку с огромными окнами. Если бы вы поставили там тюрьму с вышками, вы бы еще больший резонанс вызвали. Вы не хотите извиниться за этот фейковый фильм"?
Он подтвердил, что собственник до сих пор не знает, что там будет построено. "Идут серьезные маркетинговые исследования и привлечены серьезные специалисты. Действительно, там нужна точка притяжения. Такого уродства там не будет. Набережная там нужна. Это понимают все. Набережная нужна хорошая, а не как сейчас. Но чем сейчас говорить, если нет концепции и идеи. Зачем вы собрали всех? Из-за одного придуманного фильма?".