"В моем мире убивают и насилуют": поисковик Андрей Мамаев — о миссии и обществе
Мир координатора алтайского поискового отряда "Лиза Алерт" Андрея Мамаева совсем не такой благополучный, как у среднестатистического гражданина. С 2016 года он занимается поиском пропавших и почти ежедневно сталкивается с чужой бедой. За шесть лет поисков спасатель сделал вывод: всех спасти невозможно, но даже одна жизнь стоит любых усилий.
Почему пропадают дети, зачем нужен естественный отбор и чем деревня лучше города, Андрей Мамаев рассказал "Толку".
"Спасти всех невозможно"– У спасателей есть один из основных принципов, чтобы сберечь психическое здоровье. Надо понимать: спасти всех ты не сможешь. Но ты спасешь гораздо больше, чем если ты будешь сидеть и ничего не делать. Что касается нас, то даже одна спасенная жизнь стоит 50 лет этой работы.
Бывали моменты, когда мы не успели. И не то что бы кто-то что-то сделал неправильно, но вот сложились так обстоятельства, что человек умер. И пока мы будем рефлексировать, переживать, мы не сможем спасти кого-то другого.
Я живу обычной жизнью, но это не значит, что я не готов к чему-то. У меня иллюзий нет. Я живу в другом мире – не в вашем. В моем мире убивают и насилуют детей, в моем мире старики замерзают на улицах. Это происходит у меня. Я об этом знаю, я в этом живу. И у меня нет никаких иллюзий.
"Преступник выглядит как сосед"– Преступления против детей зачастую совершают родственники. Давайте представим ситуацию: какой-нибудь дядя Коля отсидел в тюрьме 10 лет за насильственные действия сексуального характера. А его племяннице 12 лет. Вы думаете, мало таких историй по стране?
Попросите ребенка описать преступника. Он опишет страшного человека с наколками, золотыми зубами злого дядю. А преступник не так выглядит. Он выглядит как сосед, которого ребенок прекрасно знает, с которым живет на одной площадке.
Это, к сожалению, реальность: когда насилие над детьми совершают люди, которые входили в круг общения семьи. Коллега с папиной работы, тренер из спортивной секции.
"Паниковать надо сразу"– Например, ребенок должен прийти в 18.00, время 18.20, а его нет. Начинать паниковать стоит сразу. Перепаниковать здесь нельзя. Ответьте вы на вопрос: когда человек пропал?
Вот смотрите, вы оставляете свой телефон в комнате, выходите за дверь и все, вы пропали. Если я не могу достоверно установить ваше местоположение, то вы пропали. Вы выходите за дверь и может произойти все, что угодно. Упали и потеряли сознание. Вас могут по голове ударить и утащить в машину. Если у ребенка нет телефона, он пропал в тот момент, как только вышел за дверь. Это является моментом пропажи и с этого момента мы и начинаем искать.
Можно дополнительно использовать часы GPS. Все, что позволяет вам в какой-то степени контролировать местоположение ребенка или, например, пожилого родственника, хорошая штука.
Правило: дошел – позвони– Это правило позволяет установить момент, когда человек пропал или когда надо начинать беспокоиться. Допустим, ребенок вышел в школу из дома, ему идти минут 10. И через это время он должен отзвониться.
Если он этого не делает, то вы звоните сами. Не взял трубку – звоните классному руководителю, одноклассникам, друзьям. Если эти шаги не привели к результату, то вы звоните в полицию, в "Лизу Алерт", куда угодно.
Здесь нельзя перебдеть. Пусть все приедут и узнают, что у ребенка телефон в рюкзаке на беззвучном режиме. Пусть будет так, чем упущено время.
"Родители живут в иллюзиях"– Дети пропадают постоянно. Каждую неделю, возможно, каждые три дня, приходит заявка на поиск несовершеннолетнего. Пропадают дети по совершенно разным причинам.
Есть криминальные случаи: например, трагедия в Киселевске или Бийском районе. А есть несчастные: допустим, утопление. Например, когда 8-летний мальчик утонул возле "Леруа Мерлен" на глазах у родителей, на полном людей пляже.
Так происходит, потому что у нас родители живут в иллюзиях. Они думают, что у них благополучная семья, и с их ребенком никогда ничего не произойдет. Они разговаривают о безопасности с детьми максимум один раз в году за неделю перед началом учебного года.
Люди часто не принимают участия в жизни своих детей. Не знают круг общения ребенка, не знают места, где он бывает. Но все, что происходит с ребенком – это ответственность родителей. Это их задача – обеспечивать безопасность своих детей.
Ребенок, который находится рядом с мамой, и ребенок, который выходит во двор – это два разных ребенка. Одна женщина мне яростно доказывала, что ее девочка никогда с чужим не уйдет. Через 10 минут я прислал ей фотографию ее дочери, которая сидела в моей машине на заднем сидении и ела шоколадку.
10 минут – это очень много. Обычно достаточно 18 секунд, чтобы постороннему человеку увести ребенка с детской площадки.
Мама этой девочки выводы не сделала. Она решила так: "Вы умеете это делать, потому что вы детей ищете, а люди с улицы этого не умеют".
"Общество – это глупое стадо"– Мы в одном барнаульском парке провели эксперимент: посадили на лавочку девочку лет девяти, она плакала. Рядом никого из взрослых не было. По легенде ребенок потерялся. Из ста человек к ней подошел только один.
Я тоже задаюсь вопросом: "В каком обществе мы живем?". Меня это общество не устраивает. Не устраивает отношение детей к родителям, родителей к детям. Многие аспекты социальные меня не устраивают. Я поиском без вести пропавших людей занимаюсь как раз отчасти поэтому.
Я пытаюсь решить проблему собственными силами, насколько я могу это сделать. Вспомните: люди не всегда так жили.
Если теряется человек в деревне, его идут искать все односельчане. Если у кого-то загорится дом, то вся деревня будет его тушить. Почему у нас не так, в городе? Почему мы не знаем людей, с кем живем на одной лестничной клетке?
Почему раньше, в 1980-е годы, например, соседи за своими детьми смотрели лучше, чем за чужими? Почему так было? Потому что сознание другое у людей было. Потому что книги читали. Потому что не было интернета.
Человеческое общество по сути – это глупое стадо. И не надо в нем растворяться. Но люди как раз ищут путь как проще. Так же удобнее жить. Те тенденции, которые сегодня есть, человек с удовольствием принимает. Потому что так удобнее.
"В свое время не выхватили ремня"– Дети копируют поведение родителей. Что делают современные мамы, как они себя ведут? Допустим, у девушки маленький ребенок начал ходить и требовать постоянного внимания. Что делает мама? Дает телефон с мультиком.
Ребенок научился пальчиком шевелить, дошел до блогеров. Прошло три года. Кем он хочет стать? Космонавтом? Сидя в телефоне, он ничего вокруг не видит. А потом пройдет еще несколько лет, и он скажет маме: "Да пошла ты со своими советами".
И возможен такой вариант, что мама заохает и решит определить ребенка к психиатру. Знаете, сколько таких детей, которых родители сдают в психиатричку, потому не могут контролировать их поведение? И там ставят диагнозы "гиперактивность", начинают коррекцию поведения, обкалывают уколами. Потому что для родителей ребенок неудобный.
Абсолютно здоровые дети, которые в свое время, вы уж простите за прямоту, не выхватили ремня, когда надо было, сейчас находятся на лечении в психиатрических клиниках по коррекции поведения, потому что так захотели родители. И никто там особо порядок не наводит.
Мы говорим о проблемах, связанных с детьми. Но дети-то не виноваты. Они подстраиваются под среду, которую дают им взрослые.
"Сдохнет – туда ему и дорога"– Опускаются ли у меня руки? Определенные психологические перекосы случались. Здесь знаете как… Слабый ищет оправдание, а сильный – возможности.
Был поиск. Пропал молодой мужчина 28 лет. Наркоман, ВИЧ-положительный, неоднократно сидевший за решеткой. В общем, у меня не было никакого желания его искать.
Думаю: сдохнет, туда ему и дорога. И так получилось, что мне удалось пообщаться с его мамой, она была заявителем. А мама – старушка божий одуванчик. Со слезами умоляла найти ее ребенка.
И что делать? Он же отброс! Но это для меня, а не для матери.
Пока не начнется естественный отбор– Почему в деревне все бегут тушить дом? Потому что там живут в таких условиях, когда всякая херня в голову не лезет. Там другие социальные принципы совместного существования.
А в городе максимально комфортная среда обитания. Максимально. И у людей появляются иллюзии, ложные ценности, перекосы в мировоззрении. Общество не изменится, пока не начнет работать естественный отбор.
Сейчас многие понимают, что мальчик с мальчиком – это фу. Но это для нас. А через поколение, через два это будет нормально. Но наша задача – донести правильные ценности.
Не верю я в патриотическое воспитание. Не верю в какие-то государственные программы, не верю в разум общества. Я верю в семью и верю в разумность человека. По большей части люди разумны. Надо правильно ставить акценты в плане того, для чего человек применяет свой разум.
Главный вывод, который я сделал за время работы поисковиком – всегда надо думать головой.
"Ребенок должен идти с проблемой к родителям"– Как научить ребенка безопасности? Нет универсального способа, каждый ребенок – это индивидуальность. И родители лучше знают своих детей, чем любой специалист "Лизы Алерт" или кто-то еще.
Я могу привести только несколько примеров, как привить правила безопасности. Во-первых, взрослый должен разделять все интересы ребенка. Если он совсем маленький – знать все мультики, смотреть с ним, обсуждать, отвечать на вопросы. Должен быть дружеский контакт.
Чтобы в любой непонятной ситуации ребенок шел к маме с папой и рассказывал о проблеме (неважно какой). Он должен идти к вам, а не к друзьям или еще куда-то. Это идеальные отношения. И тогда, когда вы начнете эти правила прививать, а еще лучше, если это будет на примере внутри семьи, это все проходит на ура.
Обучение – это игра. Если девочка, то пусть будет, допустим, клуб волшебниц, где хорошие волшебники – это мы, а есть злые ведьмы – это все остальные. И рассказать, как с ними себя вести. Если мальчики, то пусть будут пираты, шпионы – то, что интересно ребенку.
Люди тонут тихо– Как объяснить ребенку, что лес, или река – это опасно? Например, вы выехали на природу и видите, что ребенку интересна вода. А это основная причина смерти у ребятишек в природной среде. Прямой запрет здесь не сработает, потому что ребенок не осознает опасности для себя. У детей нет страха.
И здесь опять речь по иллюзии, которые мы слышим с детства. Что человек, когда тонет, делает это шумно, кричит: "Спасите, помогите!", хлопает по воде. А большинство людей тонет тихо.
Запрет может вызвать протестное поведение и вызвать еще большее желание. Не запрещайте. Скажите: "Иди на речку. Только аккуратнее, там змеи на берегу водятся". Или напугайте его пауками – вам виднее, чего ваш ребенок боится.
Своего ребенка учите вы. Учите жить в мире иллюзорном. В мире, который якобы безопасен. Где каждый взрослый придет на помощь, где безопасно пойти погулять в соседний двор.
Люди придумали государство, чтобы жить в безопасности. А "Лиза Алерт" существует, потому что безопасности нет. Потому что государство в определенные моменты свои функции по обеспечению людей не выполняет.
О СМИ и помощи– Интерес СМИ к повседневной работе по поиску людей не мешает и не помогает. Если же к нашим социальным сетям и нашей работе будет больше внимания, то возможно, больше людей будут откликаться. Добровольцем может быть каждый. Больше людей на поиске – больше шанс на выживание у человека.
Мы можем обратиться к СМИ, когда надо срочно рассказать о пропаже человека. Еще один пример из головы: допустим, вот в эту секунду приходит заявка, что пропал мальчик Петя пяти лет. Потерялся по дороге из магазина. Мама отвлеклась на минуту, а ребенка уже нет.
Когда так происходит – это срочный сбор. Мы обращаемся к журналистам: мол, помогите пожалуйста. А через 30 минут мы находим Петю во дворе соседнего дома. Это идеальный поиск. Вопрос в том, что пока мы будем организовывать, ребенок найдется, и так происходит часто. Таких идеальных для всех поисков много.
Здесь ресурс СМИ достаточно своеобразный. Если мы предполагаем, что это будет долгий, резонансный поиск, мы обращаемся к журналистам. Но опять же – ваша работа в донесении информации.
Плюс в том, что проще предотвратить события, чем потом бороться с последствиями. Надо докричаться до людей, что такие иллюзии существуют и с ними надо бороться.