КПРФ может заблокировать поправки в устав края и создать риск роспуска АКЗС
Фракция КПРФ в Алтайском краевом заксобрании (АКЗС) еще не определилась с тем, как будет голосовать на сессии 24 июня по вопросу масштабных изменений в устав региона. Но, по данным "Толка", депутаты других объединений опасаются, что коммунисты проголосуют против, чем создадут не только политический прецедент, позволяющий им показать свою значимость, но и риски роспуска парламента.
Зачем править уставНапомним, поправки в устав принимаются в связи с изменением федерального законодательства после внесения поправок в Конституцию РФ. То есть возможности не корректировать устав у алтайских депутатов просто нет. Они обязаны это сделать.
В АКЗС создавали специальную рабочую группу по внесению поправок и разработали их. Они, в частности, предполагают, что теперь у губернатора не будет ограничений по числу сроков избрания, он сможет снимать глав городов и районов за неисполнение переданных им госполномочий, местное самоуправление будет включено в вертикаль власти, депутаты смогут выносить недоверие министрам финансов и экономического развития и многое другое.
Политическая коллизияЧтобы поправки в устав прошли, требуется не просто большинство голосов депутатов. Это тот редкий случай, когда необходимо согласие 2/3 парламентариев от общего их числа. В АКЗС это 48 голосов (всего избраны 68 депутатов).
Суть политической коллизии в том, что без согласия хотя бы части членов КПРФ шансов принять поправки в устав нет. Совокупно численность депутатов фракций "Единая Россия", ЛДПР, "Справедливая Россия" и "Коммунисты России" составляет 44 человека, из которых 31 – единороссы. Во фракции КПРФ – 24 депутата. То есть даже если на сессию придут все депутаты (что бывает исключительно редко), нужны будут минимум четыре голоса от КПРФ в поддержку.
По данным "Толка", 6 июня на аппаратном совещании в АКЗС глава фракции КПРФ Андрей Кривов сообщил, что в объединении еще нет сформированной позиции по поводу голосования. Нам он также сообщил, что решение коммунисты примут на заседании фракции.
Он подтвердил, что у депутатов КПРФ есть сомнения относительно некоторых поправок, например о снятии ограничений по числу сроков губернатора, о его праве без решений суда отстранять глав. Однако во фракции, по его словам, также понимают, что в данном случае речь идет о приведении регионального законодательства федеральному.
Андрей Кривов сообщил, что у фракции нет целенаправленного желания сорвать голосование за поправки в устав. Однако и окончательного решения тоже пока нет – до заседания объединения 23 июня.
Источники "Толка" утверждают, что КПРФ никаких предложений или поправок к проекту поправок не вносила, а на заседании рабочей группы Кривов якобы голосовал за законопроект в предложенной редакции.
Протест прокуратуры или роспускВ случае если АКЗС не удастся внести поправки в устав, неминуемо наступят последствия. Как рассказал "Толку" Денис Голобородько, глава правового комитета и вице-спикер парламента, сначала прокуратура вынесет протест и парламент обязан будет повторно проголосовать.
Если и в этом случае решение не будет принято, то надзорное ведомство обратится в суд, который также обяжет депутатов привести устав региона в соответствие федеральному законодательству. А если и это не "поможет", то может быть запущена процедура роспуска парламента.
Конечно, если КПРФ примет решение голосовать против, то это будет политический прецедент – для партии это способ напомнить о протесте против поправок в Конституцию, показать силу фракции, громко прозвучать в преддверии муниципальных сентябрьских выборов.
Другое дело, что в крайнем исходе коммунисты тоже вряд ли заинтересованы.
Не первый разКПРФ уже не раз выступала против ключевых для власти законопроектов. Например, фракция регулярно голосует против бюджетов.
Хотя депутаты из других фракций, в том числе и оппозиционных, много раз говорили, что это безответственная позиция, так как непринятие бюджета означает паралич жизни в крае, и что конструктивнее работать, активно включаясь в разработку главного финансового документа.
Но в случае с бюджетом ситуация для властей менее критична, поскольку его утверждение требует лишь простого большинства голосов депутатов. Принятие же поправок в устав создает куда большие политические риски.