"Дают воздух": что думают многодетные депутаты края о "льготной" политике
На прошедшей в конце августа сессии краевого парламента депутаты поздравляли Александра Локтева с рождением сына – четвертого ребенка в семье. Спикер заксобрания Александр Романенко передал его слова о том, что семья не собирается останавливаться на достигнутом. "Толк" проанализировал биографии депутатов АКЗС и выяснил, что как минимум 14 из 67 человек – многодетные, то есть воспитывают (или уже воспитали) троих детей и больше. И как оказалось, не все из них довольны политикой в отношении больших семей.
49 детей на 14 депутатовВ краевом заксобрании, согласно опубликованным на сайте биографиям, многодетными депутатами являются:
Петр Боос (67 лет, "Единая Россия" – ЕР) – 5 детей; Григорий Бахтин (47 лет, ЕР), Владимир Громов (47 лет, КПРФ), Юрий Кропотин (63 года, КПРФ), Александр Локтев (34 года, ЕР), Владимир Семенов (55 лет, ЛДПР) – по 4 ребенка; Андрей Абрамов (36 лет, ЕР), Антон Васильев (39 лет, ЕР), Николай Данилин (37 лет, ЕР), Людмила Клюшникова (47 лет, КПРФ), Сергей Кожемякин (63 года, КПРФ), Дмитрий Моисеев (48 лет, КПРФ), Иван Нифонтов (35 лет, ЕР), Людмила Цивилева (48 лет, ЛДПР) – по 3 ребенка.То есть на 14 депутатов – 49 детей.
Между тем не так часто можно услышать апелляцию народных избранников к своему семейному опыту во время обсуждения вопросов сессий.
Хотя на заседании в августе к нему как раз обратился Владимир Семенов, лидер фракции ЛДПР. Он уже в который раз поднял вопрос о том, что давно пора повышать мощность автомобиля для льготы по транспортному налогу многодетным семьям – сейчас она составляет до 100 лошадиных сил. А таких вместительных машин при всем желании не сыщешь.
"Вы даже в большой автомобиль люксового класса три [детских] кресла не поставите в ряд, это невозможно, поверьте, сам пробовал. А сколько многодетных семей имеют такие машины? Менее 5%. Это значит, что наш закон фактически тоже не работает", – приводил он пример.
А нужен ли критерий нуждаемостиСам Семенов принципиально не пользовался ни одной льготой, которые дает статус многодетной семьи, считая, что сам в состоянии обеспечить свою семью и пусть "его" деньги государство отдаст тем, кто в этом больше нуждается.
Хотя сам принцип нуждаемости, а он "вписан" практически во все виды поддержки многодетных семей в Алтайском крае, депутат считает очень спорным.
"Если оценивать именно справедливость такого критерия, то, наверно, я скажу, что нет, он несправедлив – раз уж государство ставит задачу по росту многодетных семей, но нужно стимулировать к этому вне зависимости от того, в каких семьях рождаются дети", – говорит депутат.
Депутат от КПРФ Людмила Клюшникова, мама троих детей, считает критерий нуждаемости категорически несправедливым.
"Вот буквально вчера разговаривала: семье достался в наследство домик в 25 кв. метров. Они его приняли фактически как дачный, жить они там не будут, у них четверо детей. Но это для них второе жилье, и, значит, они "выпадают" из льготы. А другой семье достался "Москвич", а у них самих была Toyota 1989 года. И у них вроде как два автомобиля, и тоже выпадают из критерия. Но вы посмотрите, что там за жилье и что там за автомобиль!" – привела пример депутат.
Свой пример Клюшникова тоже приводит как подтверждение несправедливого отношения: она так и не получила статус многодетной из-за большой разницы детей в возрасте.
"Почему я, мама, которая отходила три раза по девять месяцев от звонка до звонка, не могу считаться многодетной? Не могу даже встать на очередь по земле? – говорит депутат. – Когда по телевизору рассказывают, какие замечательные гарантии дают многодетным, многие люди не понимают, что на самом деле им дают воздух".
Отец троих детей Антон Васильев более сдержан в оценке критерия нуждаемости:
"Справедливость понимается либо как общественная, либо как частная. В отношении конкретной семьи всегда может возникнуть ощущение, что чего-то недодали. Но с другой стороны, вся система социальной политики в мире перестраивается в сторону персонализации оказания помощи. Деньги не бесконечны, возможности государства ограниченны. И если деньги попадают кому-то, кто в них не нуждается, значит, кому-то этого объема поддержки будет не доставать. Адресность в этом смысле более справедлива".
Облегчить и рассказатьАндрей Абрамов, отец троих детей, обращает внимание на другой фактор – сложность процедур по получению льгот или выплат для многодетных семей. Причем вне зависимости от благосостояния семей.
По его словам, пройти процедуру получения материнского капитала на федеральном уровне и в регионе – это две несравнимые по сложности истории. Во втором случае и документов, и действий требуется гораздо больше. И это, по его словам, направление, которое было бы неплохо доработать.
Равно как и систематизировать и объединить на одной площадке перечень всех мер, принятых в регионе – от крупных выплат до льготных посещений выставок и музеев, поскольку сейчас нужно обладать недюжинными навыками исследователя-поисковика, чтобы обнаружить полный и – что важно – актуальный список.
Больше денег опекунам и родителямВместе с тем Владимир Семенов считает, что радикально решить демографический вопрос количественно и качественно можно только с увеличением финансирования. Он предлагает как минимум два пути.
"Смотрел недавно детдом в Тальменском районе. Шикарный. Все там хорошо. На 32 ребенка 36 сотрудников. Мы понимаем приблизительно объем денег, выделяемых государством на содержание одного ребенка там. И я абсолютно уверен, хотя у меня нет цифр, что, если бы у нас приемным родителям платили бы соответствующее вознаграждение – хотя бы половину от тех денег, какие государство тратит на ребенка в таком учреждении, то тему детских домов мы бы просто вычеркнули. Они бы остались, но только для содержания детей с серьезными генетическими заболеваниями, и то не факт", – это один путь, который назвал депутат.
Второй – выплата матерям или отцам из многодетных семей зарплат:
"Мы говорим, что воспитать ребенка – это труд. Особенно когда ребенок не один и дети учатся в разные смены, не совпадают по увлечениям и допзанятиям. И если бы мамы или папы, которые воспитывают троих детей, получали тысяч по 50 зарплаты, то они бы работали именно родителями. И они воспитают детей, которые выращены в семейной любви, и это тоже уже совсем другая история. А мы сейчас такие денежки даем, чтобы условно с голоду не умерли и школьную форму купили".