Бюджет, лес и стипендии: как прошла октябрьская сессия АКЗС
27 октября в Алтайском краевом заксобрании (АКЗС) прошла очень насыщенная сессия, по числу вопросов повестки побившая 10-летний рекорд. Самым дискуссионным и важным стал проект бюджета на 2023 год, принимаемый в непростых условиях. Однако депутаты рассмотрели и другие важные темы: об индексации стипендий, о нормах предоставления льготного леса, о финансировании "продленок", о льготе для IT-отрасли и ряд других.
Бюджет "сохранения позиций"27 октября депутаты утвердили проект бюджета Алтайского края на следующий год и прогнозно – на 2024-2025 годы. Его поддержали 43 депутата из 67 присутствовавших на сессии, против высказались 18 человек, еще пять справедливороссов воздержались. Документ назвали проектом "сохранения позиций".
В первом чтении всегда утверждаются только основные параметры краевого бюджета – доходы, расходы и дефицит. Согласно проекту,
доходы составят 139,8 млрд рублей (+4% к первому чтению бюджета на 2022 год), расходы – 153,3 млрд рублей (+9%), дефицит – 13,5 млрд рублей.При этом собственные доходы прогнозируются с ростом в 14%, а поступления из федерального бюджета с падением в 6%. Однако, еще ранее подчеркивал министр финансов края Данил Ситников, между первым и вторым чтением сумма помощи может возрасти, например в прошлом году федеральная поддержка в этот период выросла на 10 млрд рублей.
Ситников сообщил, что проект предусматривает индексацию зарплат бюджетникам: указным категориям – на 8,7% с 1 января 2023 года, остальным – на 5,5 % с 1 октября. МРОТ заметно вырастет – до 16 242 рублей (без районного коэффициента).
Социальные выплаты с начала года повысят на 5,5% (некоторые из них увеличат с учетом прожиточного минимума на детей).
Бюджет, по оценке Ситникова, "направлен на предсказуемое и сбалансирование обеспечение расходных обязательств".
"Никакие из задач не оставлены в стороне. Мы говорим, что около 70% – социальная составляющая бюджета, но это прямые социальные расходы. А в целом он на 100% социальный, так как работает на выполнение задач, которые интересуют жителей нашего региона", – охарактеризовал документ Антон Васильев, председатель бюджетного комитета АКЗС.
Он, зная о разной позиции относительно документа у депутатов, на старте обсуждения обратился ко всем коллегам: "Мне хотелось бы, чтобы мы солидарно несли ответственность за документ. Он основные интересы региона с учетом имеющихся ресурсов закрывает".
Тем не менее представители фракций высказали и поддержку, и сомнения относительно проекта.
Основным критиком документа выступил представитель фракции КПРФ Антон Арцибашев, который посчитал, что для оценки эффективности бюджета нужно сравнивать предлагаемые цифры доходов и расходов с учетом инфляции. Тогда получается, что динамика не в пользу вынесенного на обсуждение проекта. За такой бюджет, по мнению Арцибашева, голосовать нельзя, и коммунисты будут ждать обещанного увеличения федеральной помощи ко второму чтению. Позже глава фракции Андрей Кривов уточнил, что его коллега озвучил позицию фракции, ее депутатов, избранных по списку.
Уточнение было связано с тем, что две представительницы фракции – Елена Хрусталева и Надежда Дрюпина – затем выступили с поддержкой проекта бюджета. По словам первой, сейчас, когда идет СВО, время прекращать "политические игры", а бюджет обеспечивает поддержку ее участников и их семей. Надежда Дрюпина также выступила за документ, отметив, что это "не поддержка "Единой России", а взвешенное самостоятельное решение".
Воздержались представители фракции "Справедливая Россия – За правду". Ее лидер Александр Молотов объяснил в том числе излишним оптимизмом проекта:
"Увеличение доходов бюджета на 2023 связано в первую очередь с планом повышения собственных доходов бюджета практически на 10 млрд рублей, что в условиях наметившегося торможения экономики представляется, мягко говоря, малореалистичным. В то же время безвозмездные федеральные поступления практически не увеличатся, что сегодня, когда регионы вынуждены возлагать на себя ощутимые социальные обязательства с учетом возможностей региональных бюджетов, представляется несправедливым".
Эсер предложил посмотреть, можно ли увеличить неналоговые доходы, например в части приватизации, и активнее прибегать к практике заимствований. У фракции были и другие предложения и поправки, которые пока не учли в проекте. Но эсеры надеются на дальнейший конструктивный диалог к следующему чтению.
Более эффективно заниматься процессами приватизации предложил и лидер фракции ЛДПР Владимир Семенов. По его мнению, для таких не непрофильных активов, как Китайский рынок в Барнауле, можно было бы найти покупателей. Но в целом либерал-демократы выступили за проект бюджета.
Фракция "Коммунисты России" также поддержала документ. Однако Сергей Матасов предложил увеличить на 7 млрд фонд оплаты труда медикам, уделить больше финансового внимания к историческим памятникам. Источники он не уточнил.
Черту дискуссию подвел лидер фракции "Единая Россия" Сергей Приб. Он подчеркнул, что у всех депутатов была возможность погрузиться в цифры, задать все вопросы, в том числе неудобные, внести поправки. По его оценке, проект проработан основательно и в существующих условиях экономической напряженности и проведения СВО предлагаемый документ – это "бюджет сохранения позиций".
"Поддержав общую концепцию, мы продолжим работу над деталями бюджета. Каждая здравая, эффективная идея будет иметь возможность реализовываться. Гарантом этого выступит министерство финансов края", – сказал Сергей Приб. По его словам, сегодня край может рассчитывать только на тот ресурс, которым реально располагает. А собственные доходы растут и инвестиционный климат становится все более благоприятным.
Между тем, подчеркнул председатель АКЗС Александр Романенко, "сегодня тяжелое время" из-за ведения СВО, беспрецедентного санкционного давления.
"Мы все это обязаны преодолеть. Но сделаем это тогда, когда будем работать консолидированно, дружно, одной командой".
Он уверен, что регион получит дополнительные федеральные ресурсы: "Исходя из анализа последних лет, мы видим, что появляются дополнительные социальные обязательства, средства на реализацию нацпроектов".
Лесные нормыДепутаты приняли в первом чтении законопроект, который снижает норму выдачи льготной деловой древесины жителям региона для строительства домов. Разработчики считают, что это позволит почти вдвое сократить очередь на древесину.
Получить деловой лес может любой житель края, если готов сам его заготовить, а затем построить жилье и надворные постройки. Однако закон определяет категории, которым он предоставляется в первоочередном порядке: например, тем, кто стоит в очереди как нуждающийся в жилье, или тем, кому государство выделило земельный участок под строительство.
Сейчас на строительство дома выделяют до 100 кубометров, на ремонт построек – до 25 кубов.
Но эти нормы установили еще в 2007 году, подчеркнул председатель аграрного комитета Сергей Серов. А правоприменительная практика показала, что людям выдают максимальную квоту, хотя можно обойтись и меньшим объемом древесины.
Льготный лес приобретать выгодно. Сегодня кубометр древесины на рынке, по словам Серова, стоит порядка 5,5 тыс. рублей, а льготный – 1560 рублей с НДС у арендаторов и всего 50-150 рублей – там, где лес не арендуется, например на Салаирском кряже.
В год в крае выделяют около 126 тыс. кубов льготной деловой древесины, сказал Серов. Арендаторы выдают 3% от объемов рубок в ленточных борах и 5% – в приобских. Но этих объемов на всех не хватает, в итоге очередь растягивается на три-пять лет.
Поэтому комитет – после консультаций с муниципалитетами – предлагает сократить нормы: со 100 кубометров до 70 – на строительство домов, с 25 до 15 – на ремонт построек.
По словам Сергея Серова, разработчики изучали опыт других регионов, консультировались со строителями и выяснили, что 70 кубометров достаточно, чтобы построить дом площадью 144 кв. метра и еще баню 3 х 4 метра.
При этом сокращение норм позволит обеспечивать древесиной не 2,5 тыс. человек в год, как сейчас, а 3,9-4 тыс.
Депутаты нескольких фракций высказали опасения и возражения относительно целесообразности уменьшения кубатуры. Например, комросс Сергей Малинкович интересовался, "кто возьмет ответственность за то, что хватит этого объема". А лидер фракции КПРФ Андрей Кривов сказал, что изменения существенно ухудшат возможности граждан и нужно искать другие варианты решения вопроса".
На это Александр Романенко и Сергей Приб ответили, что документ принимается только в первом чтении. Перед вторым будет создана рабочая группа, которая еще раз изучит достаточность предлагаемых норм, запросит мнения муниципалитетов. "Ко второму чтению мы должны подойти с ясностью и ни в коем случае не ущемить права жителей", – заключил Романенко.
Новый совет в АКЗСВ краевом парламенте заработает новый коллегиальный орган – совет АКЗС. Для его создания депутаты внесли поправки в закон и приняли постановление. Этот орган придет на смену работавшему с 2009 года совету фракций.
Совет создан для роста коллегиальности в принятии решений депутатами, заявил зампредседателя заксобрания, глава правового комитета Денис Голобородько.
В состав нового совета войдут не только лидеры фракций, как раньше, но и председатели комитетов – число участников вырастет с действующих восьми до 14.
В совет АКЗС войдут спикер, два его заместителя, руководители пяти фракций и главы девяти комитетов (некоторые из них возглавляют и политобъединения, например как Владимир Семенов из ЛДПР и Александр Молотов из "Справедливой России – За правду").
Расширится круг полномочий органа. Раньше совет фракций принимал два ключевых решения: определял, кого звать на правительственный час, и утверждал вопросы губернатору перед его отчетом.
Теперь совет АКЗС будет:
принимать решение о проведении опросного голосования, утверждать повестки сессий, принимать решение о проведении внеочередной, дистанционной сессий, приглашать представителей органов местного самоуправления для выступлений, формировать перечень поручений Счетной палате Алтайского края."Мы расширяем перечень обсуждаемых вопросов. Среди них бывают узкопрофессиональные, и принимать по ним решения политически без учета мнения комитетов не совсем правильно”, – сказал Владимир Семенов.
По его мнению, это никак не ущемит права фракций в их действиях и решениях.
"Это решение направлено на деполитизацию коллегиального органа и придание ему статуса более профессионального", – резюмировал Александр Романенко.
Сниженный налог для ITПредприниматели Алтайского края, работающие в сфере IT, смогут применять пониженные ставки налога при использовании упрощенной системы налогообложения (УСН). Такое решение депутаты приняли 27 октября.
Они составят: 1% – если объектом налогообложения являются доходы (у остальных 6%) и 5% – если доходы за минусом расходов (15% для остальных). Есть ряд условий, которым должны соответствовать предприятия, например по размеру оплаты труда – средняя зарплата должна составлять не менее четырех МРОТ.
Эта мера поддержки будет действовать два года, начиная с 1 января 2023 года. Ею смогут воспользоваться малые и средние предприятия, получившие документ о госаккредитации в области информационных технологий или являющиеся правообладателями российского программного обеспечения, включенного в единый реестр.
По словам Данила Ситникова, в регионе зарегистрированы 168 первых и 14 вторых.
Антон Васильев объяснил, что льгота принята для поддержки отрасли и обеспечения ее ускоренного развития.
Питание, стипендии и продленкаМестные власти теперь должны обеспечивать питание школьникам с ограниченными возможностями здоровья. А краевые – получили право финансировать группы продленного дня в школах и обязанность индексировать стипендии для студентов краевых ссузов. Такие поправки приняли депутаты в закон об образовании, приведя его в соответствие федеральному.
Муниципалитеты должны будут определять, как предоставлять школьникам с ограниченными возможностями здоровья бесплатное двухразовое питание или предусматривать возможность его замены денежной компенсацией.
"Алтайский край и раньше осуществлял это полномочие, но это была, по сути, добрая воля региона, для этого муниципалитетам оказывали помощь в виде субвенций. Теперь, после внесения поправок на федеральном уровне, это полномочие органов местного самоуправления, но край не отказывает им в помощи. Теперь это будет не субвенция, а субсидия. То есть для детей с ОВЗ принципиально ничего не изменится", – объяснил глава комитета по образованию АКЗС Александр Молотов.
А правительство Алтайского края теперь имеет право финансировать работу "продленок". Решение об их открытии будет принимать администрация школы с учетом мнения родителей.
Дети-сироты, инвалиды, чернобыльцы, дети погибших военнослужащих, участников и ветеранов боевых действий получат преимущественное право зачисления в училища, колледжи и другие средние специальные учреждения, если успешно пройдут вступительные испытания.
Еще одно важное изменение в сфере обучения в ссузах – введение обязанности властей края индексировать стипендии учащимся. И в бюджете на 2023 года уже предусмотрено увеличение – пока на 5,5%, сообщил Молотов. Но с учетом доработки проекта бюджета ко второму чтению повышение может составить более 10%. И это будет первая индексация за несколько лет.
Сейчас стипендия составляет около 500-600 рублей.
Гарантии госслужащимДепутаты внесли изменения в закон о госслужбе края, которые меняют порядок расчета выплат в случае смерти служащего или его близких родственников, а также фиксируют принцип однократности выплаты при увольнении. Кроме того, мобилизованным чиновникам гарантируют сохранение рабочего места и отпуск в течение полугода после возвращения.
Сегодня в случае смерти гражданского служащего его семья имеет право получить разовую выплату – 15 МРОТ. А если умирает его близкий родственник: супруг, ребенок или кто-то из родителей – семь МРОТ.
Однако федеральное законодательство определяет четкий перечень выплат, "привязанных" к МРОТ, и этой – в связи со смертью – в нем нет, объяснила "Толку" Наталья Кувшинова, представитель губернатора и правительства в АКЗС.
Чтобы не лишать служащих помощи, внесено предложение заменить при расчете выплаты МРОТ прожиточным минимумом: вместо 15 "минималок" будет 17 прожиточных минимумов, а вместо семи МРОТ – восемь прожиточных минимумов.
Замена, рассказала Кувшинова, связана с тем, что размер прожиточного минимума меньше "минималки". На размер суммы это не повлияет.
Второе изменение связано с выплатой компенсации госслужащему при увольнении после истечения срока действия контракта. Она составляет размер четырехмесячного денежного содержания. Депутаты уточнили, что ее можно выплачивать один раз за весь период службы.
Кроме того, алтайским госслужащим, призванным по мобилизации или ушедшим служить добровольно, предусмотрят те гарантии, которые уже предусмотрены федеральным законодательством. За ними на время службы останется рабочее место, период службы включат в стаж, а после возвращения они смогут попросить отпуск в течение полугода в удобное время.
Назначили довыборыДепутаты назначили на 29 января 2023 года довыборы в АКЗС по округу №5, который включает в себя Каменский и Крутихинский районы.
Необходимость вновь выбирать депутата по этому округу раньше срока возникла после смерти представителя фракции КПРФ Петра Тютюнникова, который скончался в июле этого года.
Тогда уже по закону было невозможно объявить довыборы, чтобы провести их в единый день голосования в сентябре 2022 года. Однако и оставлять округ без депутата более чем на год нельзя. Поэтому и принято решение назначить довыборы в январе.