Больше 400 тысяч человек в Алтайском крае получают зарплату ниже минимума
В Алтайском крае 410,3 тыс. человек получают зарплату ниже прожиточного минимума. При этом по итогам 2020 года вырос уровень занятых в теневом секторе экономики. Об этом в ходе своего доклада на правительственном часе в АКЗС сообщила начальник управления по труду и занятости населения (УТЗН) региона Надежда Капура.
"Это не бездельники"Более 210 тыс. жителей Алтайского края, согласно статистическим данным, работают "в тени". Это более 23% от трудоспособного населения региона. В 2019 году число таких работников не превышало 200 тыс. человек.
"Теневая занятость – это настоящий бич Алтайского края. У нас очень высокие показатели в этой сфере", – признала Надежда Капура.
Из 40 тыс. человек, обратившихся в УТЗН в 2020 году, свыше 12 тыс. длительно не работали. По их резюме сотрудники центров занятости сделали выводы, что они трудились "в тени".
"Вызывает беспокойство уровень занятости в теневом секторе, – отметила депутат фракции ЛДПР Ирина Шудра. – Эти люди – не бездельники, тут вопрос: как это оформлено. Известно, что такие работники в основном зарабатывают ниже прожиточного минимума. Недобросовестные предприниматели используют все возможности для сокращения своих затрат: это и неполная занятость, и случайная занятость, и краткосрочные договоры, и многое другое. Теневой сектор экономики в стране вырос в 1,5-2 раза за последние 10 лет".
Официально в крае зарегистрировано 1,1 млн жителей трудоспособного возраста.
Справедливоросс Василий Железовский уточнил у Надежды Капуры, сколько людей в Алтайском крае трудятся официально и сколько заняты работой в других регионах. Начальник УТЗН ответила, что учет официально работающих граждан в компетенцию ее ведомства не входит, а вот число вахтовиков в крае составляет приблизительно 10% от числа общей рабочей силы.
"Шквальная нагрузка"Уровень безработицы с начала 2020 года к сентябрю вырос более чем в два раза и достиг пика. Затем ситуация немного выровнялась.
"В 2020 году наша служба прошла настоящий тест на стрессоустойчивость. Специалисты переживали шквальную нагрузку, которая превышала обычную в шесть и более раз. При этом в нашем управлении работает 536 человек – это предельная минимальная численность", – объяснила Надежда Капура.
Депутат фракции ЛДПР Ирина Шудра заявила, что работу УТЗН делает большую, но ее недостаточно.
"Зарплаты в нашем регионе позволяют людям выжить, а не жить. Работники ждут от центров занятости, что им помогут построить карьеру, а им предлагают "минималку". По данным опросов, граждане больше доверяют различным сайтам и спецагентствам по поиску работы", – констатировала депутат.
Надежда Капура подчеркнула, что в УТЗН происходит "полное переформатирование работы" и "обучение новым подходам" в рамках пилотного проекта по модернизации служб занятости. Сотрудники должны будут работать не только с конкретной проблемой человека, потерявшего работу, а с комплексом его жизненных обстоятельств. Если же речь о работодателе, то ЦЗН должен будет анализировать бизнес-ситуацию на предприятии.
В селах нет работы, а педагогам урезали стимулирующиеДепутат Юрий Астанчик (фракция КПРФ) отметил, что до сих пор не решены многие проблемы педагогов, а также сельчан, которым порой просто некуда устроиться.
"Нам тут недавно министр образования региона докладывал, какая у них система оплаты новая. Это похоже на модель пирамиды: переворачиваем – то же самое получается. Меняются только ребра и конечности. А то, что стимулирующие педагогам уменьшили? И они в таких условиях должны работать по новым принципам – вот этот сегмент мы, конечно, прослабили.
И тема села меня волнует. Изнутри жизнь на селе знает совсем немного депутатов. В основном мы ездим грамоты вручать и качели устанавливать. Я прошу уделить внимание жителям села. Вот в моем округе есть одно село: два года назад там жили 500 человек. На них было 17 рабочих мест.
Остальные держат коров, иного способа заработать нет. Сейчас численность этого села сократилась до 300 человек. У нас же существует соцпрограмма по выделению денег на создание фермерских хозяйств, надо бы ее расширить", – предложил Астанчик.
Председатель АКЗС Александр Романенко отметил, что социальные контракты, которые имел в виду депутат, находятся в компетенции органов соцзащиты.
Самозанятых оказалось в три раза больше ожидаемогоПосле доклада представитель губернатора и правительства в АКЗС Стелла Штань отметила, что на 1 января 2021 года в Алтайском крае было зарегистрировано 11,7 тыс. самозанятых граждан. На данный момент таких людей уже 12,7 тыс.
При этом предполагалось, что за первые полгода этот статус получат порядка 4 тыс. человек – то есть их реальное число превышает планы властей в три раза. Председатель АКЗС Александр Романенко предположил, что такой рост связан не только с легализацией доходов, но и с переходом на данный вид занятости с единого налога на вмененный доход.