Электросамокаты выглядят доступными и легкими, однако на деле требуют точно такого же знания ПДД и осторожности, как и другой транспорт
Электросамокаты, обращение с ними и различные конфликты, которые этот вид транспорта порождает в последние годы, стали одной из долгоиграющих тем для СМИ и социальных сетей. Законодательство и правила обращения с подобной техникой постепенно обновляются. Однако вопросов, связанных с так называемыми СИМ (средствами индивидуальной мобильности), все еще очень и очень много. Более подробно о том, как правильно пользоваться электросамокатами, какие требования нужно соблюдать и опасен ли этот вид транспорта, – в материале "Толка".
Чудеса техники
Электросамокаты – что прокатные, что находящиеся в собственности у граждан – относятся к категории СИМ (средств индивидуальной мобильности). Это понятие включает в себя как сами самокаты, так и множество других устройств: уже почти забытые сегвеи и моноколеса, гироскутеры и "электроскейтборды".
Традиционные велосипеды к СИМ не относятся, а передвижение на них регламентируется давно сложившейся правовой базой, регулирующей поведение велосипедиста на дороге. А вот правила пользования всевозможной электротехникой относительно новы. С главными их положениями можно ознакомиться, например, на ресурсах Госавтоинспекции Алтайского края.
От 15 до 25
Максимальная скорость движения электросамокатов сегодня – 25 км/ч. Впрочем, это ограничение не универсально: например, в столице Алтайского края на целом ряде улиц для этого вида техники действует ограничение до 15 км/ч. Среди них Ленинградская аллея от улицы Ленинградской до Попова и набережная Оби, а также проспект Ленина от улицы Димитрова до улицы Льва Толстого, уточняют в краевой ГАИ.
На некоторых территориях движение самокатов и вовсе полностью запрещено: это парк "Изумрудный" и участок улицы Мало-Тобольской от проспекта Ленина до проспекта Социалистического. Есть также и серьезные возрастные ограничения на езду на самокатах.
Движение на СИМ для взрослых и детей
Так, дети младше семи лет могут ездить только по тротуарам, пешеходным и "велопешеходным" дорожкам (на стороне движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон. И только в сопровождении взрослых. Для детей от 7 до 14 лет актуальны эти же правила, однако сопровождение взрослых уже не требуется.
Наконец, "водители" старше 14 могут перемещаться по пешеходным зонам, по обочине и по правому краю проезжей части, где скорость ограничена 60 км/ч, при отсутствии тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
"Сейчас особенно популярны такие развлечения, как катание на велосипедах, роликах, самокатах и СИМ. Уважаемые родители, не забывайте регулярно рассказывать детям об опасности игр вблизи проезжей части и необходимости соблюдения правил безопасного поведения, особенно при переходе через дорогу", – подчеркивают в Госавтоинспекции.
Ранее правоохранители рассказали о том, что за первые полгода 2024 года общее число ДТП с участием СИМ в Алтайском крае составило 47 случаев, в которых 48 человек пострадали.
СИМ управляй – ПДД соблюдай
- Лицо, управляющее СИМ, пешеходом не является, но ничего не мешает ему руководствоваться правилами при переходе через проезжую часть
- Езда на электросамокате вдвоем — одна из распространенных причин травм и ДТП с участием этого средства индивидуальной мобильности. Да, такая поездка кажется практичной и романтичной, но при этом остается рискованной и опасной. При передвижении вдвоем или втроем данным средством становится тяжелее управлять, вследствие чего можно попасть в ДТП и получить травмы или подвергнуть опасности здоровье других участников дорожного движения. Помните: СИМ предназначено для индивидуального передвижения человека!
- Поскольку СИМ считается транспортным средством, его пользователь управляет им, на него распространяется и требование быть трезвым за рулем.
Нарушение какого-либо из этих правил ведет к административным штрафам: от 800 рублей и до 1,5 тысяч рублей. Наказывать за нарушение ПДД самокатчиков в Алтайском крае начали еще в 2023 году благодаря внесению соответствующих новшеств в федеральное законодательство. До этого времени оштрафовать самокатчика было весьма нелегко.
Приоритет пешеходу
На тротуарах и пешеходных зонах люди имеют приоритет перед СИМами. Если пешеходам создаются помехи или угроза, пользователь СИМа обязан спешиться или ехать не быстрее пешеходов. Кроме того, нельзя забывать: в случае ДТП с участием СИМ ответственность несет именно его водитель, а не прокатная компания.
Кстати, всего за первые полгода 2024 года в адрес водителей СИМ составили порядка 400 административных протоколов.
Кроме того, ГАИ в Барнауле еще с апреля 2024 года начала бороться с "двухколесными" нарушителями ПДД совместно с прокатными компаниями. По предоставленной правоохранителями информации прокатчики блокируют нарушителей ПДД, предотвращая доступ к технике.
Приехал – убери за собой
Разбрасывать самокаты после поездки в случайных местах, разумеется, тоже не стоит. Оставленный, например, на тротуаре самокат является нарушением ПДД.
А вот эвакуировать брошенный самокат, увы, пока еще нельзя. Такая практика на сегодняшний день внедрена только в Москве. Кроме того, штрафуют нерадивых пользователей и сами прокатные службы.
В Барнауле же тем временем уже появилась специальная разметка под парковку самокатов. Впрочем, эффективность этого решения пока еще только предстоит оценить. Сейчас же, увы, стихийные самокатные "стойбища" нередко нервируют граждан: техника весит весьма немало, "путается" под ногами и создает всяческие неудобства.
Прежде чем покупать или арендовать средство индивидуальной мобильности и выезжать на этом устройстве за пределы двора или парковой зоны, приобретите средства пассивной защиты (велошлем, наколенники, налокотники), а также световозвращающий жилет.