Опрос, проведенный в Барнауле независимым профсоюзом работников платформенной занятости "Новый труд", показал, что таксисты и их клиенты выступают против обсуждаемого в Государственной думе проекта закона о локализации автомобилей для работы в сфере частного извоза
Респонденты, в числе которых оказались и непосредственно водители, и пассажиры, в случае принятия закона опасаются сразу нескольких негативных последствий – удорожания услуг, снижения качества сервиса и ухода серьезной части извозчиков в "тень".
Что предлагают узаконить?
Согласно проекту федерального закона, с 1 октября 2025 года водители смогут получить разрешение на работу только при условии, что их автомобиль собран на территории РФ и соответствует установленному уровню локализации.
В числе требований к автомобилю:
- соответствие не менее 3200 баллам по системе локализации (этот показатель устанавливается Правительством РФ ежегодно);
- производство в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК);
- получение особого согласования на допуск к работе в такси.
В практической плоскости это означает, что из службы такси будут постепенно исключены автомобили, произведенные за пределами нашей страны, а также часть российских моделей, выпущенных до июля 2019 года или по старым соглашениям.
Согласно предварительным расчетам, автопроизводителям придется увеличить поставки локализованных автомобилей для такси без малого в семь раз, чтобы покрыть этот дефицит. Исходя из этой колоссальной цифры, реализация начинания на практике в обозримой перспективе выглядит малореалистичной.

Глас народа
Вернемся к тому, как же простые барнаульцы оценивают законодательные инициативы, рожденные в московских кабинетах.
В рамках проведенного на улицах города опроса независимый профсоюз работников платформенной занятости "Новый труд" выяснил, что жители Барнаула не поддерживают предлагаемые изменения и опасаются негативных последствий возможных нововведений.
Так, сами таксисты указывают на несколько опасных факторов. Во-первых, извозчики подчеркивают, что используемые ими иностранные автомобили намного надежнее, чем отечественные. Особенно это важно в условиях сурового сибирского климата.
Во-вторых, цены на новые российские авто выше, чем на иностранные машины с пробегом (в первую очередь японские и корейские).
В этой связи таксисты в один голос говорят, что не намерены влезать в долги, приобретая новые российские авто.
"К сожалению, машины российского производства в данный момент мне не по карману. За свои деньги — не готов".
"Как можно принудительно пересадить кого-то на автомобиль, который ему не нужен?" – комментируют водители такси.
У такой ситуации есть два варианта развития. Часть опрошенных водителей говорит, что они попросту уйдут из профессии, если их обяжут пересесть на отечественный автопром. А другие прямо заявляют, что предпочтут работать по "серым" схемам и игнорировать нормы законодательства.
Ну и конечно, нельзя забывать о том, что обсуждаемый в Госдуме законопроект в случае принятия обрекает рынок на поднятие ценника ввиду резкого увеличения расходов таксистов.
Немаловажной темой, кстати, является и вопрос комфортабельности перевозок. Таксисты прямо говорят – иностранные автомобили в этом случае более предпочтительны, чем отечественные.
Этот тезис полностью поддерживают и пассажиры, которые также стали участниками опроса "Нового труда". Барнаульцы, которые пользуются услугами такси, подчеркивают, что им приятнее передвигаться на иномарках, чем на российских авто.
"Они комфортнее в сравнении с российским автопромом";
"Очень плохие подвески, и кажется, что тебя везут очень жёстко. Уступает наш отечественный автопром иномаркам", – говорят жители региональной столицы.
Ну а перспектива удорожания такси и вовсе вызывает у клиентов такси стопроцентное неприятие. Что, конечно же, понятно.
"Если это будет влиять на стоимость, то, конечно, лучше, чтобы оставались те автомобили, которые есть сейчас", – отмечают барнаульцы.

Дискуссия продолжается
Таким образом, большинство респондентов считают, что инициатива, которая, вероятно, продиктована стремлением поддержать отечественный автопром, сегодня попросту не учитывает интересы и возможности самих водителей и пассажиров.
В этой связи в профсоюзе "Новый труд" акцентируют внимание на том, что подобное регулирование может привести к снижению доступности сервиса, росту числа нелегальных перевозчиков и потере дохода для десятков тысяч водителей.
Между тем рассмотрение спорного законопроекта, как ожидается, продолжится весной и летом текущего года. Представители профсоюза намерены и дальше собирать мнения пассажиров и водителей, чтобы донести их до законодателей.
Отметим и то, что в первой половине апреля о необходимости отложить вступление в силу резонансного законопроекта как минимум до 2027 года заявила общероссийская общественная организация "Опора России".
В письме, направленном в адрес главы фракции "Единая Россия" в Госдуме Владимира Васильева, подчеркивается, что замена автомобиля на подпадающий под требования новых регуляторных мер станет для этих людей "непосильной задачей и лишит их возможности дополнительного заработка".
При этом наибольшие отрицательные эффекты от предложенного регулирования ожидаются как раз в Сибири и на Дальнем Востоке, где отрасль такси в основном представлена не таксопарками, а перевозчиками-физлицами, которые работают на собственных автомобилях.
2W5zFJ67biG
Рекламодатель: МП "НОВЫЙ ТРУД", ИНН 7733426402