Большой праздник может стать местом, где возникают неловкие ситуации. Объясняем, как правильно и красиво из них выходить
Новогодний корпоратив – мероприятие, где можно и нужно проявлять светскую заботу и внимательность. "Автограф" изучил правила этикета вместе с выпускницей Австрийской высшей школы этикета Елизаветой Китаевой. Предлагаем подборку пяти ситуаций, которые могут возникнуть на корпоративе, и рассказываем, что в этих случаях нужно делать.
Фотографии
Сегодня любое событие немыслимо без фотографий. Праздник можно считать несостоявшимся, если в соцсетях или хотя бы в телефоне не осталось его цифровых следов. Существует четкое правило этикета: фотографировать и снимать других людей без их разрешения запрещено. Увидеть себя на чужой фотографии и не понравиться там себе – что может быть хуже? Поэтому этикет существует даже в цифре.
Как же тогда быть? Не будем ведь мы у всех всегда спрашивать разрешения?! Если вы хотите с кем-то сделать парную фотографию, обязательно спросите разрешения, но не следует проявлять излишнюю настойчивость. Если же на фоне вашего снимка или ролика попадают посторонние люди, то совершенно не обязательно подходить к каждому и спрашивать. Массовое мероприятие предполагает случайное попадание в кадр. Этикет – он всегда про адекватность.
Отказ танцевать
Как отказать кавалеру в танце без ущерба для последующего общения? Если вы совсем не желаете танцевать (или танцевать именно с этим партнером) и одновременно не хотите поставить мужчину в неловкое положение и обидеть отказом, то можно и нужно воспользоваться прекрасным способом – комплиментом! Например: "Я уверена, что каждая хотела бы потанцевать с таким прелестным кавалером, как вы, но, увы, я не смогу составить вам компанию, так сложились обстоятельства. Уверена, вы найдете себе обворожительную пару!"
В целом, высказываясь об этикете на корпоративных мероприятиях, эксперт в этой области Елизавета Китаева подчеркивает: "Во время работы в коллективе действуют правила делового этикета, но корпоратив – иная ситуация. Деловой и светский этикет довольно сильно отличаются друг от друга. В будние дни вектор уважения направлен на статус и должность, а в праздничные – на пол и возраст. Соответственно, на корпоративе нужно проявлять заботу и галантность по отношению к женскому полу: помогать в гардеробе, провожать к столику, отодвигать и пододвигать стул и так далее. В деловом этикете пола нет, деловой мир лишен галантности. А вот на корпоративе можно и нужно быть джентльменом на все сто!"
Алкоголь
Как быть, если вы не пьете алкоголь? Часто на празднике мы можем наблюдать картину, когда человек начинает закрывать свой бокал рукой, показывая бескомпромиссное нет на предложение долить напиток.
Можно услышать фразу: "Спасибо, я не пью! И вам не советую". Это неправильная реплика! Если вы не пьете алкоголь, просто не прикасайтесь к бокалу, этого вполне достаточно. Официант (или коллега) увидит, что ваш бокал остается полным, и не будет предлагать обновить или долить. А как же быть с вопросами "А почему ты не пьешь?", "Ты что, не пьешь?!"? Тут кратким советом не обойдешься, это тема светского этикета.
Чего не делают леди
Существуют действия, которые недопустимы в любом общественном месте, тем более на празднике. Это любые жесты "поправления". Расчесывать волосы, поправлять лямку нижнего белья, подкрашивать губы, поправлять юбку, платье, колготки. Для мужчин тоже существуют праздничные табу в виде подтягивания брюк, поправления рубашки. Все это делают в уборной комнате! Такие "ритуалы красоты" не являются общественным достоянием.
Удобно мне, удобно со мной
Столовый этикет многогранен и обширен. Главный принцип – удобно мне, удобно со мной! Существует несколько базовых правил поведения за праздничным столом, знать которые должен каждый. Не тянитесь через стол за специями, попросите их передать; не берите с общего стола закуски своими личными приборами; держите бокал за ножку, а не за чашку.
Важно отправлять в рот небольшие куски пищи, это нужно, чтобы в любой момент можно было что-либо сказать и ответить на вопрос в случае надобности, а также это смотрится более эстетично. Не забывайте положить на колени тканевую салфетку, она будет защищать одежду от попадания нежелательной пищи. Складывайте бумажные салфетки под ободок своей тарелки, не делайте использованные бумажные салфетки достоянием всего стола.
При этом, как подчеркивает Елизавета Китаева, корпоратив не единственная ситуация, в которой необходимо знать определенные правила.
"Существует деловой, столовый, светский, цифровой этикет, светская беседа – знаниями обо всем этом я готова поделиться. Я показываю и доказываю, что этикет – это свобода! Знание правил позволяет нам подстраивать их под ситуацию, а иногда и нарушать. Лучше знать и не нуждаться, чем нуждаться в том, чего не знаешь", – уверена эксперт.