Предпринимателям региона теперь придется искать альтернативы импортным упаковочным материалам, чтобы не остановить производство
Цены на упаковку подскочили, поставщики работают только по полной предоплате, связи с заграничными компаниями разорваны. С такими проблемами столкнулись алтайские производители и переработчики из-за введенных санкций и скачка курса валют. Возросшие затраты уже начинают отражаться на стоимости готовых товаров в магазинах и прибыльности компаний. Местные предприниматели в замешательстве: запасов упаковки хватит от силы на несколько месяцев, а что будет дальше – никто не знает.
Свободных денег нет
Упаковочный материл, будь то пленка, картон, этикетка или бутылка, резко подскочили в цене. На предприятии "Алтайская ярмарка" (производство замороженных полуфабрикатов) стоимость разных видов упаковки выросла в два-шесть раз, рассказал директор Константин Юрченко.
В своем производстве они используют самоклеящуюся бумагу и специальные пакеты, на которые наносится эта бумага. Все это привозили из-за границы. Но на прошлой неделе поставщики сообщили, что машины с этой продукцией встали в Прибалтике и их не выпускают. И пока не понятно, что будет дальше.
"Также они сказали, что будут работать по предоплате. То есть если раньше мы закупали этикетки на 100 тысяч рублей, то сейчас нужно отдать за них уже 600 тысяч. Мы предложили оплатить на пару дней позже, но нам отказали, сказав, что цена уже будет другой. И как нам считать себестоимость продукции, если каждый день цены повышаются?" – сетует бизнесмен.
Он рассказал, что обратился в банки и попросил помочь увеличить оборотные средства. По его словам, в сложившейся ситуации это бы позволило закупить продукцию и не поднимать цены на товары хотя бы несколько месяцев. Но в получении кредита предпринимателю либо отказали, либо предлагали взять кредит по ставке 46% годовых. Поэтому пока предприниматель решил не торопиться с заказом подорожавшей упаковки, ведь в противном случае ему придется поднять стоимость товара минимум на 30%.
С резким ростом цен и работой по предоплате столкнулся также руководитель компании "Бродич" Анатолий Каныгин (производство безалкогольных напитков). По его словам, упаковочные материалы подорожали на 60-70%. Это коснулось термоусадочной пленки (применяется для скрепления бутылок в пачке), стрейч-пленки и бутылки (точнее на преформе, из которой делают пластиковую бутылку).
Алтайское предприятие по упаковке работает с поставщиками из Сибири и Москвы. И они объяснили, что вынуждены поднять цены из-за удорожания сырья, которое закупали в Китае или европейских странах.
"И если раньше поставщики давали хотя бы две недели отсрочки, то сейчас работают только по полной предоплате. Это, конечно, серьезная для нас проблема, потому что свободных денег нет", – говорит Каныгин.
У них упаковка в себестоимости товара составляет примерно 60%. И, по словам предпринимателя, это уже отразилось на цене товара.
Директор Барнаульской халвичной фабрики Евгений Астаховский отметил, что пока с "упаковочными проблемами" не столкнулся и сейчас вся работа идет без сбоев. Тару из картона заказывают у местных компаний, а вот пленку – у предприятий из Петербурга и Новосибирска. Но так как в ее производстве используют импортное сырье, то не исключено, что в дальнейшем трудности с заказом материала все же возникнут .
Предприятию "Специалист", которое занимается производством натуральных масел, только удалось выстроить взаимоотношения с российскими поставщиками (они, кстати, повысили расценки на 20-40%). Производители сообщили о поднятии цен на краску и картон, на 30% стали дороже дой-паки (пластиковые пакетики на "замке"). И по мнению директора компании Григория Бахтина, это явно еще не предел, так как сырье, которое используется в их производстве, тоже взлетело в цене
Стеклотару, в которую разливают масла, вообще невозможно заказать как минимум до июня-июля. Завод-партнер, который ее производит, принял решение на три-четыре месяца остановить выпуск продукции. Непонятная ситуация сложилась и по алюминиевым колпачкам, которыми закручивают бутылки: их заказывали за границей.
По словам Бахтина, пока предприятие старается сдерживать цены на готовую продукцию (в ее себестоимости на упаковку приходится 10-15%), при этом сейчас компания работает почти в ноль.
Что будет дальше?
Предприниматели говорят, что имеющейся у компаний упаковки может хватить на первое время, кому-то даже до конца лета. Но все они заявляют, что уже сегодня следуют искать новых поставщиков или заменять материалы.
Предприниматель Константин Юрченко рассказал, что у них запасы "докризисной" упаковки могут закрыть два месяца работы. И выход из ситуации он видит в оптимизации.
"Я сейчас созваниваюсь со всеми магазинами, с которыми работаю, и предлагаю заменить упаковку на полипропиленовые пакеты или обыкновенную офсетную бумагу, которые производятся в стране. Это позволит даже понизить цену на продукцию. Одни согласились, вторые пока решают. И этот процесс может продлиться какое-то время", – говорит предприниматель.
И добавил, что изначально импортную продукцию выбрали не они, а торговые сети. Но в нынешних ситуациях, когда производство может остановиться, а продукция – не попасть на полки магазинов, красивая упаковка не самое главное.
Григорий Бахтин говорит, что сейчас будут искать замену импортным колпачкам для бутылок в России или Китае. Но только несколько лет назад качество их продукции не устраивало, так как масло подтекало. Из-за чего и пришлось заключить контракт с заграничным партнером. "Конечно, у нас в приоритете российские производители. Ведь внутри страны логистика проще. Но тогда по качеству они сильно уступали европейским, хотя не знаю, как сейчас", – говорит Бахтин.
И добавил, что пока запаса стеклотары и импортных колпачков хватит примерно на семь-восемь месяцев. Хотя уже сейчас, по мнению предпринимателя, нужно искать поставщиков и налаживать стабильную доставку, что тоже крайне важно для производителей.
В любом случае что будет дальше – не знает никто. Как отметил Анатолий Каныгин, все ждут завтрашнего дня и боятся его. По его мнению, эти проблемы так быстро не закончатся. И не исключено, что повышение цен еще произойдет.